Возможно ли в двадцать первом веке открыть большого художника, жившего и творившего в прошлом веке, тем более в провинции? Оказывается, возможно. Так случилось с художником-графиком Владимиром Тихоновичем Раковым (1906-1969) в далеком северном Петрозаводске, где в Национальном музее Республики Карелия 3 ноября открылась выставка его акварельных работ, рисунков пером и карандашом. Не всех, конечно, несколько десятков, а их по подсчету исследователя, «открывшего» художника, журналиста и художника-карикатуриста Дмитрия Москина, более пятисот.
Но и того, что показали зрителям, оказалось достаточно, чтобы сказать – чудо произошло – творчество забытого художника возвращается в карельскую культуру. Думается, не только карельскую, но и шире – российскую. Почему же такое случилось? Т.е. не открытие, а забвение. Попробуем разобраться и ответить на этот вопрос.
Причин много. Первая и главная – сам вид и форма его творчества: дружеский шарж,юмористический семейный рисунок, дружеское послание к юбилею из 2-10 рисунков, сопровождаемых текстом, порой поэтическим. Наконец, целые рисованные альбомы, состоящие из 10-100 страниц. Их было создано более пятидесяти. И все в одном экземпляре. Не все, конечно, сохранились. Сохранившиеся же находятся в разных семьях, членам которых они были посвящены. Сейчас ими владеют уже внуки.
Более десяти лет назад Дмитрий Москин случайно увидел рисунки Ракова (шаржи на карельских писателей) в литературном журнале 1950-х гг. «На рубеже», выходившим в Петрозаводске. Они ему понравились, и он предпринял поиск других его работ. Сначала у вдовы художника, затем в семьях родственников и друзей. То, что находил, копировал в цифровой форме, а также записывал воспоминания о Ракове. Владельцы рисунков живут не только в Петрозаводске, но и других городах России, в том числе на Украине, в Чернигове. Таким образом, сейчас в той или иной степени, можно представить как масштаб личности Ракова, так и в достаточной полноте его творчество. Ибо, как говорится, за всякими значимыми творениями стоят неординарные личности. Еще раз подчеркнем – Владимир Раков еще в двадцатые годы явился единственным в России создателем оригинальной графической формы (ее можно сравнить с комиксом) создавал и совершенствовал ее в течение всей жизни. Вслед за известной фразой: «Кто вы, доктор Зорге?», мы вправе спросить: «Кто вы, Владимир Раков?».
Помимо главной причины, назовем еще несколько: Раков не был членом Союза художников и, соответственно не участвовал в профессиональных выставках. Его творчество было далеко от генеральной линии искусства соцреализма. Владимир Тихонович был бывшим зеком, по его мнению, незаконно репрессированным, а, по мнению органов ГПУ – врагом советской власти, ведшим подрывную работу. И, наконец, сам художник не считал свое искусство «большим», интересным обществу, рисовал для друзей и близких.
На самом же деле, его искусство выходит за рамки «камерности», вольно или невольно оно вносило в эпоху «века железного» нотки высокого гуманизма, человечности, искренней дружбы. Пятилетняя «отсидка» на Соловках не «перековала» Ракова, как и его друга и «однодельца» Дмитрия Лихачева, будущего академика. Они остались интеллигентами высокой пробы, каждый в своем деле много сделавшими для своей родины России.
Думается, виртуальная выставка, посвященная жизни и творчеству Владимира Тихоновича Ракова может быть интересна для читателей всех поколений. У её автора, Дмитрия Москина в планах создать книгу о Владимире Ракове. Она должна быть интересной, необычной и одновременно актуальной в нынешнее время.