На выставке представлены копии петроглифов Бесовы Следки, сделанные в 2011 г. исследователем беломорских наскальных изображений Мариной Успенской (Москва) – автором книги "Петроглифы Белого моря: сказка под замком" (2014 г.).
В августе 1926 года студенту-этнографу Александру Линевскому местный житель Григорий Матросов показал первые петроглифы (Бесовы Следки). Спустя десять лет В.И. Равдоникас находит на том же острове Шойрукшин новую группу петроглифов и открывает грандиозное скопление – Залавруга. Так началась история петроглифов Беломорья. Прошло почти девяносто лет, но они по-прежнему остаются уникальным памятником Северной Европы, который необходимо охранять, изучать и разумно использовать.
В 1968 году над прибрежным участком скалы около реки Выг с выбитой на ней наиболее крупной группой петроглифов Бесовых Следков возвели защитный павильон. В 1999 г. из-за его аварийного состояния наскальное полотно закрыли полиэтиленовой пленкой, тяжелым ковролином, засыпали толстым слоем опилок, а сверху положили доски. Расконсервация скалы была инициирована М. Успенской в 2011 году.
Представленные на выставке копии петроглифов уникальны уже тем, что сделаны в первые часы после освобождения скалы из-под защитного покрытия. Некоторые выполнены по мокрому камню. Отдельные копии изготовлены в цвете.
Посетители познакомятся с кратким фотоотчетом о новых, неизвестных ранее петроглифических изображениях, обнаруженных исследовательницей в 2011 г. на острове Шойрукшин. Эти выбивки удалось выявить исключительно благодаря методу общего исследования скальных поверхностей с помощью копирования на ткань.
Использованная техника копирования, предельно щадящая оригинал – это протирка выбивок восковым мелом по тонкой ткани. При копировании сознательно игнорировались известные схемы и кальки, созданные ранее именитыми учеными. Только пальцы, мел и три вида ткани (китайский тик, диагональ, палаточная). Автор неуклонно следует своему credo – честная подача материала, достоверное, точное отражение первоисточника.
Впервые представлены уникальные фотографии каменных объемных изображений зверей, вписанных в рельеф одного из безымянных островков реки Выг. М. Успенская оставляет открытым вопрос: что это? Древний изобразительный комплекс или невероятная по своей изысканности игра природы? Прекрасно для восприятия и то, и другое.
На выставке демонстрируется фильм, из которого посетители смогут узнать, как создается копия петроглифа оригинальным способом, разработанным автором. Выставка будет открыта до 6 декабря 2015.