Русский English
Нациoнальный музей Республики Карелия ПРИРОДА АРХЕОЛОГИЯ ИСТОРИЯ ФОЛЬКЛОР ЭТНОГРАФИЯ
Педагогам и методистам

Музейным специалистам

Передвижные выставки

Конференции, семинары

Издания

Библиотека

Архив музея

Группа музея ВКонтакте
Подписаться на новости

Артефакт – гид по музеям России Купить билет Пушкинская карта Филиал НМРК в Шелтозеро Филиал НМРК Марциальные воды Филиал НМРК Музей Карельского фронта Объясняем.РФ Независимая оценка качества услуг НМРК Конференция "Материальное и нематериальное наследие петровской эпохи на Русском Севере" Официальный сайт для размещения информации о государственных учреждениях Министерство культуры Республики Карелия Национальный проект «Культура» Государственные услуги Национальный музей Республики Карелия: отзывы путешественников

На главную страницу  > Специалистам > Конференции, семинары > II Международная научно-практическая конференция "Музеи в северном измерении"  > Тезисы выступлений > НАЦИОНАЛЬНЫЕ МУЗЕИ И МУЗЕИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ > Возможности работы с народными фотоархивами
Возможности работы с народными фотоархивами
Лурье В.Ф.,
фотограф, антрополог, редактор сайта visantrop.ru,
г.Санкт-Петербург

О фотографии много пишут, она является предметом пристального внимания исследователей современной культуры. Как и ко многим другим явлениям, для ее понимания можно применять матрицы разных теорий и представлений. С момента изобретения фотография была чем-то вроде недорогой живописи, которой занимались профессионалы. Революция произошла тогда, когда технологии стали проще, фотоаппарат стал доступен простым людям и появились фотолюбители – не просто владельцы фотоаппаратов, а люди, занимающиеся фотографией большую часть своего свободного времени. Первый советский массовый фотоаппарат «Фотокор» был выпущен в количестве один миллион экземпляров – с 1930-го по 1940-й годы. А кроме него выпускались и другие, можно было приобрести и фотоаппарат иностранного производства. Степень доступности технологий видна при просмотре частных фотоархивов. Вот фотографии начала ХХ века, на них – одиночные или групповые портреты, чаще всего в интерьере студии. На обороте карточки тиснение – например, такое: «Фотография Е. Верещинской / Специальное ателье художеств. портретов / Акварельной краской / Имеется подъемная машина / Негативы сохраняются / C.Петербург Забалканский проспект № 1». Потом в архиве может быть некоторый временной разрыв – годов до 1920-х. Какие-то из тех снимков сделаны в студиях (время НЭПа , и существуют частные фотомастерские) или это плохо сохранившиеся фотографии из пропусков и личных дел. Ближе к тридцатым – когда все больше становится фотоаппаратов на душу населения, и фотографий становится больше, их подборка в семейном альбоме смотрится более-менее регулярным фотообзором жизни. Конечно, такая картина может сильно различаться в зависимости от места, где живет человек, и от его социального положения. Сама по себе фотография несет только визуальную информацию, без контекста ее смысл бывает понять довольно трудно. Поэтому так важно работать с архивами «живыми», находящимися у владельцев, которые могут рассказать что-то про каждый снимок. Портрет можно прокомментировать информацией о человеке, на нем изображенным и, возможно, иногда известен повод, по которому сделана фотография. Существует масса жанровых снимков, контекст которых гораздо сложнее. Понять, почему эти люди сняты именно так и в таком месте за таким занятием, бывает иногда затруднительно.
В отличие от привычных изобразительных искусств, фотография – вещь тиражная. Если раньше «негативы сохранялись» в ателье, и можно было прийти и попросить напечатать еще карточку например, кому-то в подарок, то у фотолюбителя была возможность печать самому (или же в ателье), и самостоятельно хранить негативы, допечатывая по мере надобности. Один и тот же снимок попадал в альбомы людей, связанных семейными, дружескими или корпоративными узами. И это создавало единую сеть визуальных воспоминаний, которые активизировались, когда такие люди приходили друг к другу в гости и смотрели альбомы. Это объединяющее людей явление. Сравнение фотоальбомов с повторяющимися фотографиями (соседей, родственников) может позволить выстроить цепочки событий с точками пересечения и удаления, смыслового повторения и различия. Кроме того, станет понятнее, почему именно определенные события становятся важными для фиксации.
Альбом (или коробка с фотографиями) – это некий визуальный тезаурус семьи. Конечно, у разных людей (и их групп) темы фотографии будут сильно отличаться. Но можно выделить два основных, на мой взгляд, типа фотографии. Часть фотографий описывает «экзотическое» для этой семьи (то, что снято в отпуске, командировке и т.п.). Большая часть описывает обыденную жизнь, и эта часть самая интересная для понимания. Почему фиксируется необычное – понятно. А что интересного в обыденном? Вероятно, здесь и кроется главный смысл сохранения визуального образа прошедшего. Любая фотография – это фотография «на память». О месте, о человеке, о событии. Место, скорее всего, еще есть (но недостижимо для зрителя), человек вырос, уехал или умер, событие прошло – и даже если это событие повторяющееся, как Новый год, таким, как на фотографии, оно уже не будет. «На память», «В память», вот что написано на обороте фотографий, которые были подарены владельцу альбома. Недаром, кстати, раньше делали специальные крепления в альбомах для фотографий – чтобы не приклеивать их, а вставлять и иметь возможность смотреть, что написано на обороте. Таким образом визуальное дополнялось текстовым сообщением.
Этим летом я был в составе экспедиции у северных вепсов (южное Прионежье, Карелия). И одним результатов поездки стало оцифровка 26 домашних фотоархива жителей 9 небольших поселений, расположенных недалеко друг от друга. Многие из этих 26 людей знакомы друг с другом, или имеют родственные связи. Все они – коренные жители, вепсы. Это тот самый случай, когда есть возможность сравнить содержимое их альбомов, обозначить визуальные связи, отметить различия. Это отдельная непростая работа, связанная еще и с расшифровкой звуковых комментариев к фотографиям.
Но некоторые наблюдения, сделанные при изучении этих фотографий, можно изложить и сейчас.
Из собранного материала возможно компоновать как публикации, так и выставки различного типа. Отбор может быть произведен как по географическому принципу (фотографии деревни такой-то), так и тематические – «детство», «трудовые будни», «обряды» и т.п., или же делать выборки по времени съемок: «довоенная жизнь в фотографиях», «60-е годы» и т.п.
Можно произвести и достаточно неожиданный для народной бытовой фотографии отбор – выбрать фото, насыщенные художественными образами.
В любом случае, работа с фотоархивами имеет очень большое значение и результаты такой работы могут представлены весьма разнообразно.

About the photos write a lot, it is the subject of much attention of researchers of contemporary culture. Like many other phenomena, to understand it you can use a matrix of different theories and ideas. Since the invention of photography was something like a cheap painting, which involved professionals. The revolution took place when the technology has become easier, the camera became available to ordinary people and there were amateurs - not just owners of the cameras, and people involved in photography most of my free time.
This summer I was in an expedition in northern Vepsian (South Lake Onega, Karelia). And one of the trip was the digitization of 26 photographic archive home residents nine small settlements located close to each other. Many of these 26 people are familiar with each other, or have family ties. All of them - the indigenous inhabitants, Veps. This is the case when it is possible to compare the contents of their albums, to define the visual connection, to note the differences.
From the collected material can assemble as publications, and exhibitions of various types. The selection can be made on a geographical basis as (photos villages such and such), and thematic - "Childhood", "working life", "rites," etc., or do a sample survey on time, "pre-war life in Photographs "," 60 years ", etc.

 

версия для печати



Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Контакты
185035, Республика Карелия, г.Петрозаводск, пл.Ленина, 1
e-mail: nmrk_karelia@mail.ru
Тел.: (8142) 55 96 55
Создание сайта:  WebLab
Культура.рф  Музеи России 
-->
Яндекс.Метрика
©  Национальный музей Республики Карелия
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
-->