Волохова В.В.,
к.и.н., доцент кафедры архивоведения и
специальных исторических дисциплин
Петрозаводского государственного университета,
Антипенко И.С.,
н. с. отдела фондов
Национального музея РК
г. Петрозаводск, Республика Карелия
В современной исторической науке уже общепринятыми стали идеи М.Хальбвакса, сформулированные еще в первой четверти XX в., о том, что воспоминание о событии не равно самому событию, историческая память есть результат непрестанного конструирования со стороны социальных институтов, служащий для поддержания в обществе определенных норм. В частности, историческая память выступает в качестве одного из инструментов поддержания национальной идентичности. Инструменты формирования исторической памяти различны. Среди них не последнее место занимают музеи, призванные выполнять не только просветительскую функцию, но формировать картину мира, используя весьма разнообразные средства, соединяемые воедино в музейной экспозиции.
В рамках данной статьи будут рассмотрены особенности экспозиций Карельского государственного краеведческого музея, посвященных Великой Отечественной войне как одному из ключевых событий отечественной истории.
***
Задача увековечения памяти о Великой Отечественной войне была поставлена Коммунистической партией и советским правительством еще до окончания боевых действий. Уже с осени 1944 г. Карельский государственный исторический музей (сегодня – НМ РК) начал собирать материалы для отдела «Отечественная война». Работа эта велась под непосредственным руководством и содействием ЦК КП(б) К-ФССР. О значимости темы Войны говорит тот факт, что до 1950-х гг. обсуждался вопрос о создании самостоятельного музея истории Великой Отечественной войны, хотя этот план так и не был реализован.
5 ноября 1945 г. состоялось открытие музея. Среди четырех первых его отделов был и отдел «Отечественная война и участие в ней Карело-финского народа». Первая экспозиция отличалась отсутствием системности, малым числом экспонатов, недостаток которых приходилось восполнять обширными текстами. Только с 1949 г. собирательская работа музея стала носить планомерный характер. В это время вырабатывались основные принципы конструирования рассказа о Войне, подходы к отбору материала, которые сохранялись на протяжении десятилетий и во многом предопределили состав музейных коллекций до наших дней. В частности, акцент был сделан на собирании материалов о партизанском движении и подполье, фронтовых частях. Другой важной темой стал вклад в победу тружеников тыла. В обоих случаях ключевым понятием оказался героизм (герой и однокоренные слова – наиболее частотны и ТЭПах этого времени). Материал собирался с акцентом на рассказ о подвиге, поэтому главное внимание уделялось получению сведений о ходе боевых действий и отличившихся бойцах. Даже предметы солдатского быта привлекали к себе внимание прежде всего в тех случаях, когда они принадлежали бойцам, удостоившимся боевых наград [1].
В целом экспозиция 1940-х гг., посвященная Войне, не столько рисовала картину вклада жителей Карелии в приближение Победы, сколько давала представление о могуществе, единстве и масштабах Родины. Не случайно, что здесь присутствовали такие разделы как «Разгром немцев под Москвой», «Разгром немцев на Курской дуге», «Разгром немцев под Сталинградом», «Разгром фашисткой Германии и империалистической Японии». Замыкала экспозицию карта послевоенных границ СССР и стран народной демократии, еще раз зрительно подчеркивавшая масштабы государства и сферу его влияния [2].
В начале 1960-х гг. многие экспозиции региональных музеев подверглись жесткой критике за однотипность, достигавшуюся за счет использования «одинаковых по содержанию фоторепродукций, карт, схем, диаграмм…». В директивных документах звучал призыв сосредоточиться на особенностях края, в частности, вкладе жителей региона в Победу над врагом. Однако при этом подчеркивалось, что «для правильного понимания связи жизни края с жизнью страны имеет огромное значение (подчеркнуто в тексте – В.В., И.А.) показ в качестве общего материала документов с важнейшими решениями партии, … определяющими направление развития страны, направление общеисторического процесса», отмечалась необходимость органического сочетания в экспозиции «общего» и «местного» материалов [3].
1960-1980-е гг. стали временем расцвета музейных экспозиций по истории Великой Отечественной войны. В общих экспозициях по истории советского периода объем рассказа о Войне был сопоставим по объему с репрезентацией ключевого этапа советской истории – Революции 1917 г. и Гражданской войны. Именно в это время экспозиции были наиболее детальными, история войны на Карельском фронте показывалась на фоне общей картины войны СССР против гитлеровской Германии. Важную роль здесь играли карты и схемы ключевых сражений. Подобный подход позволял не только показать масштабы Войны и важное место в ней Карельского фронта, но и подчеркнуть единство советского народа, тезис о том, что все советские граждане как один встали на борьбу с врагом.
Истоки Победы не вызывали сомнения у посетителя, так как в экспозиции широко были представлены тексты постановлений парии и правительства, цитаты из работ видных партийных и государственных деятелей. Они являлись стержнем повествования о Войне, поясняя визуальный ряд. Наиболее многочисленными экспонатами являлись портреты участников боевых действий и тружеников тыла, их документы и личные вещи. Различные директивные документы четко очерчивали круг лиц, о которых необходимо было рассказать в экспозиции: видные советские полководцы и военачальники, Герои Советского Союза, полные кавалеры Ордена Славы, совершившие подвиги солдаты и партизаны, герои трудового фронта [4]. Таким образом, достойными упоминания оказывались не просто те, кто принял участие в борьбе с врагом, но чей вклад в Победу был оценен государством. Акцент на постановлениях партии и правительства приводил к тому, что отдельные участники Войны, независимо от намерений авторов, превращались в исполнителей воли власти. Эта ситуация еще больше усугублялась тем, что личности героев раскрывались через демонстрацию официальных однотипных фотографий (у большинства людей в довоенный период других просто не было), что не могло подчеркнуть личностное начало. Экспонировавшиеся личные документы в большинстве случаев также иллюстрировали отношения человека и государства: заявления об отправке на фронт, комсомольские, партийные, военные билеты и т.п. В результате, на первый план выходило государство, которое воспитывало, направляло, благословляло на подвиг героя, во имя государства он шел в бой, государство оценивало его жертву высокой наградой.
Таким образом, в музейных экспозициях 1960-1980-х гг. представала единая, не имеющая внутренних противоречий и конфликтов, многонациональная Родина. В них предлагалась схема понимания действительности, не предполагавшая вариативного прочтения. История здесь была призвана способствовать сплочению нации под эгидой правящих кругов, дать пример служения государству. Музей, являясь частью единого информационного пространства, наряду с кинематографом и литературой представлял в образах интерпретацию военных событий, нашедшую отражение в школьных учебниках, речах государственных деятелей. Эти образы сплачивали советских людей, объединяя их общим осознанием значимости совершенного страной подвига, памятью об одних и тех же событиях, героях Войны. Однако именно в силу решаемых задач эти образы оказались очень схематичными и подверглись жесткой критике в 1990-е гг.
Первое десятилетие после распада СССР было непростым временем для КГКМ, в котором, в связи с переездом в новое здание и начавшейся реконструкцией, перестала существовать постоянная экспозиция. Однако к юбилейным датам, как и прежде, музей готовил временные выставки, посвященные Великой Отечественной войне. Новые экспозиции существенно отличались от создаваемых на протяжении предыдущих десятилетий. В это время на первый план выходит тема субъективного опыта переживания Войны. Новый взгляд проявился уже в выставке 1995 г. «Солдаты Победы», подготовленной зав. отделом «История Карелии» А.А.Терешкиным. Создание большой основательной экспозиции осложнялось отсутствием необходимых площадей и своевременного финансирования, поэтому главным принципом репрезентации событий Великой Отечественной войны на территории Карелии стал мемориальный показ, т.е. раскрытие событий через коллекции участников Войны. В данной выставке уже наблюдался отход от событийно-хронологического повествования. Из экспозиции практически исчез официальный дискурс, представленный ранее через тексты официальных документов. О солдатах Великой Отечественной рассказывалось через их личные вещи, на первый план вышел трудный солдатский быт [5]. Новые тенденции нашли еще более яркое воплощение в вывставке 2000 г. «Солдатские дороги» (авторы – А.А.Терешкин, Н.Н.Воробей), подготовленной в рамках проекта с говорящим названием «Человек и война». По словам очевидцев, выставка была проста в восприятии. В ней была воплощена идея солдатской дороги – от мирной жизни через военные страдания к Победе. Авторы стремились сформировать представление не о событиях, но о поколении. В этой выставке акцент был полностью перенесен на индивидуальное измерение Войны, главным оказался собирательный образ солдата и эмоциональное сопереживание человеку, прошедшему Войну [6].
Таким образом, за многолетнюю историю в залах Национального музея Республики Карелия были представлены разные подходы к рассказу о Войне. Данная работа продолжается, постоянно появляются временные выставки, акцент в которых теперь делается именно на местной истории, общесоюзный фон практически исчез из этих экспозиций. Это уже скорее не рассказ об общей истории страны, но о людях, в ней живших. Подобный подход характерен и для других форм повествования о Войне, в частности, кинематографа. Он востребован обществом. Однако насколько новый образ Войны сможет служить основой национальной идентичности - покажет время.
1. Отчет о работе Гос. Историко-Краеведческого музея К-ФССР за 1949 г. // Научный архив НМ РК. Д. 309.
2. Материалы о деятельности Карельского государственного музея в 1949 г. // Научный архив НМ РК. Д. 3169.
3. Министерство культуры РСФСР. Научно-исследовательский институт музееведения. Об общегосударственном и местном историческом материале в экспозициях краеведческих музеев (инструктивное письмо.) // Научный архив НМ РК. Д. 3991.
4. Инструктивные материалы по созданию экспозиции // Научный архив НМ РК. Д. 4561.
5. ТЭП выставки «Солдаты Победы». А.А.Терешкин // Научный архив НМ РК. Д. 4372
6. «Солдатские дороги». ТЭП, научная концепция // Научный архив НМ РК. Д. 4866.
The Great Patriotic war had been paid much attention to all these years in museum halls. In 1940-1980 the history of Karelian citizens taking part in this war was represented with the whole state history on the background. Exhibitions of the kind were to create the image of a powerful and confident country, served as a role model of civic duty. In the 1990’s personal experience of the veterans was the main priority. Exhibitions became more emotional but less saturated with facts, their content was focused on Karelia. The new image of war does not provide the following generation with memory schemes typical of the older generation: war perception, heroes, and memories. That’s why keeping war memories as a part of national identity turns out challenging.