Маркку Ниеминен,
председатель фонда «Юминкеко», г. Кухмо, Финляндия,
соучредитель Фонда Ортьё Степанова
В 70-е годы ХIХ века финский ученый А. А. Борениус совершил ряд поездок в Беломорскую Карелию. Как музыковеда, его интересовали и песенный фольклор, и бытовавшие там в то время музыкальные инструменты. В результате своих экспедиций Борениус собрал множество образцов устного народного творчества для Фольклорного архива Общества финской литературы (SKS). Кроме того, во время путешествий он закупал инструменты для коллекции Общества древних памятников – будущего Национального музея Финляндии.
Оценивая по факту, самым интересным из сделанных Борениусом приобретений является кантеле рунопевца Онтрея Малинена. Инструмент продала ему внучка (дочь сына) Онтрея Малинена в деревне Войница в 1877 году. Игру на этом инструменте слышал еще Элиас Леннрот. В путевых заметках своей четвертой экспедиции он пишет: ”У Онтрея имелось даже кантеле с пятью медными струнами. И сам он, и его сыновья играли на нем довольно искусно”.
Всего Борениус привез в Финляндию из Беломорской Карелии около тридцати инструментов. Однако он успел составить описи только по части привезенных инструментов. Поэтому-то кантеле Онтрея Малинена и ”сгинуло” в музейных хранилищах.
В процессе подготовки основания Академии рунопения Фонда ”Юминкеко” возникло желание найти кантеле Онтрея Малинена. Этномузыковед Пекка Хутту-Хилтунен, защитивший докторскую диссертацию по теме рунопения Западной Беломорской Карелии, прочитал в путевых заметках Борениуса, что им было куплено кантеле Онтрея Малинена. П. Хутту-Хилтунен поинтересовался у исследователя и мастера по изготовлению кантеле Рауно Ниеминена, где может храниться этот инструмент. В Национальном музее Финляндии сведений о нем не нашлось. Рауно Ниеминен проверил все возможные прочие музеи, но безрезультатно.
К детективной деятельности по розыску кантеле были подключены профессор народной музыки Академии Сибелиуса Хейкки Лайтинен и старший научный сотрудник Общества финской литературы Сенни Тимонен. В результате совместных усилий этих трех ученых, кантеле Онтрея Малинена нашлось в хранилище Национального музея среди неописанных инструментов. Ключом к находке послужила сделанная Борениусом на покупном чеке пометка о том, что на кантеле вырезан год - 1833. Подтверждением верности находки стало то, что в инструменте были медные струны, которые Леннрот упоминает в своих путевых заметках.
Кантеле Онтрея Малинена является символом Академии рунопения Фонда ”Юминкеко” и разрабатываемого ею туристического маршрута по Беломорской Карелии. В будущем для Академии рунопения будет построено собственное здание под названием ”Коппа” (в переводе с финского – ”Корпус кантеле”). Название это не случайно: ведь источником вдохновения для архитекторов Маркку Комонена и Микко Хейккинена послужило при разработке проекта здания именно кантеле Онтрея Малинена.
Кантеле Онтрея Малинена обретает новую жизнь. Фонд ”Юминкеко” приступил к реализации проекта ”Возвращение кантеле Онтрея Малинена в Беломорскую Карелию” продолжительностью около 10 лет. Проект направлен на достижение ряда культурных целей. С помощью разработанного культурно-туристического маршрута планируется улучшить условия жизни в расположенных по пути следования маршрута деревнях, способствуя тем самым сохранению исконной культуры на приципах устойчивого развития. Среди прочих конкретных целей – популяризация игры на кантеле среди детей Беломорской Карелии, а также создание в песенном краю ”Калевалы” высококлассных мастерских по изготовлению кантеле.
Самая глубинная цель проекта в том, чтобы после проведенных в ближайшие годы мероприятий кантеле стало в Беломорской Карелии таким же естественным средством музицирования, каким оно было в золотую эпоху рунопения. Кантеле Онтрея Малинена используется не только как символ проекта, но и в качестве конкретного образца при изготовлении новых кантеле.
По инициативе фонда ”Юминкеко” и благодаря полученному от фонда финансированию в деревне Вокнаволок уже создана мастерская кантеле и проводилось обучение беломорокарельских ремесленников его изготовлению. Ведется работа над открытием второй мастерской – в поселке Калевала. В мастерских планируется изготовлять кантеле не только для потребностей Беломорской Карелии, но и на рынок Финляндии, а также для любых регионов, где имеется интерес в кантеле.
И все же, самым важным в проекте является обучение детей игре на кантеле. С этой целью по совместному заказу фонда ”Юминкеко”и общества ”Ухут-сеура”, на выделенные Карельским просветительским обществом (Karjalan Sivistysseura) и фондом ”Вяйнеля” (Väinölä-säätiö) деньги было изготовлено 20 кантеле – копий кантеле Онтрея Малинена. Эти кантеле переданы в пользование карельским детям – музыкальной школе п. Калевала. В дальнейшем обучение игре на кантеле будет продолжено в различных деревнях Беломорской Карелии и на курсах ежегодного летнего фестиваля народной музыки ”Соммело”. Кроме того, в д. Вокнаволок уже пару лет действует кружок кантеле под руководством Валентины Кархунен.
Кульминацией проекта станет передача подлинного кантеле Онтрея Малинена в п. Калевала. Когда бывшее здание райисполкома, известное как дом Моберга, будет отреставрировано под музей, то будет предпринято все возможное, чтобы кантеле Отрея Малинена было передано в этот музей на условиях долгосрочного договора аренды. Фондом ”Юминкеко” уже начаты переговоры по этому вопросу с Национальным музеем Финляндии.
Перевод Мирья Кемпинен