С древнейших времен до середины ХIХв. украшение одежды и предметов домашнего обихода вышивкой производилось в каждой крестьянской семье для собственных нужд. Вышивка на продажу, как правило, выполнялась небольшими партиями и продавалась на местных ярмарках. Так было и в Заонежье, известном в регионе своими разнообразными промыслами и ремеслами, где изделия из льна, в том числе и декорированные вышивкой, закупались поморами, северными карелами на знаменитой Шунгской ярмарке.
К середине ХIХв. в народной одежде (особенно праздничной) основная роль принадлежит покупным тканям - ситцу, кумачу, шелку и другим. Традиционные приемы вышивки, издревле украшавшие народный костюм постепенно забываются и утрачиваются. На смену им приходят более простые по технике тамбур, крест, свободная гладь с модными городскими рисунками, широко используются образцы для вышивания по канве.
В орнаменте старинных вышивок Заонежья (к настоящему времени сохранились лишь их единичные образцы) - антропоморфные изображения, фантастические звери и птицы, растительные композиции, восходящие к узорочью ХVII столетия.
Заонежские вышивальщицы к концу ХIХ - началу ХХв.в. продолжают использовать старинные приемы в вышивке полотенец, подзоров, подолов рубах, но в связи с широким распространением кумача и ситца все чаще заменяют их простым тамбурным швом или крестиком. Белый тамбур по кумачу становится широко распространенным сочетанием в вышивке, заменяя более сложные старинные вышивки по сетке("филе").
Один из старейших в фондах КГКМ образцов такой вышивки представлен на выставке (белый свадебный подзор нач. ХIХв.) Подобные нарядные и сложные изделия к началу ХIХ века очень редки, работы этого периода грубее и примитивнее по рисунку.
Для поддержки древних традиций заонежской вышивки в с.Шуньге, где техника "тамбуром по филе", была одной из господствующих, в 1907 году устраивается пункт Общества помощи ручному труду, возникшего в 1901г. в Санкт-Петербурге с целью организации производства и сбыта кустарных изделий народного творчества.
Вышивки Заонежья стали продавать в Лондоне, Париже, и Нью-Иорке. К 1910-м годам работой на продажу в Заонежье занималось около 500 вышивальщиц, зарабатывавших в день до 50-60 копеек.
Ассортимент изделий в годы действия пункта значительно расширился: скатерти, салфетки, чайные наборы, дорожки, отделки для платьев и т.д. Широко использовалось более тонкое фабричное полотно. Работа Общества помощи ручному труду послужила возрождению старинных типов тамбурного шитья. Деятельность этого общества в Шуньге продолжалась до 1920 годов. После революции пункт с 1921г. перешел в ведение Северо-кустаря. Следующий этап в развитии Заонежской вышивки связан с созданием артели "Заонежская вышивка" (1929 год), когда в деревне Хашезеро была открыта мастерская, объединившая до 400 вышивальщиц.
За годы своего существования предприятие неоднократно меняло свое подчинение и названия. Но основным направлением его работы всегда было: изучение,сохранение и развитие народной вышивки, издавна известной своим оригинальным орнаментальным строем и разнообразием технических приемов.
В 20-40-е годы много вышивали в технике "крест", строчевыми швами. Вышивальщицы участвовали в выставках в Москве, Нью-Йорке, выполняли правительственные заказы: подготовили коллекции изделий для павильона К-Ф ССР на ВДНХ, вышили панно "Легендарный поход Тойво Антикайнена" (по эскизу В.М.Агапова), юбилейные и нарядные скатерти (по эскизам Н.А.Родионовой, Е.И.Тройняковой) и др.
В 40-90-е годы много сделали для возрождения традиционных заонежских швов московские художники Л.С.Филонова, Н.Н.Дзагурова, Р.А.Кашпар (НИИ художественной промышленности). В экспозиции представлены платья, панно, полотенца выполненные по их эскизам.
Современный ассортимент "Заонежской вышивки", богат и разнообразен - это столовое и постельное белье, молодежная одежда, сценические костюмы для известных в крае ансамблей "Кантеле", "Земелюшка", "Созвездие" и др.