В последние три десятилетия с Карелией связано много археологических сенсаций. Это новые находки лабиринтов и петроглифов, средневековых крепостей, монашеских обителей и конечно же, «сейдо»-камни. Все найденные объекты ценны и уникальны. Во многом они стали основой к пересмотру устоявшихся стереотипов о разных аспектах древней истории нашего прекрасного края.
Авторы выставки снова хотят привлечь внимание к одному из феноменов Северной Европы – камням-«сейдам» – наименее изученной части древней мегалитической культуры восточного побережья Атлантики. Это природные необработанные валуны со следами деятельности человека: преднамеренная установка их на маленькие камни-«ножки» или укладка сверху каменных «наверший», специальное структурирование на скальных площадках. Они встречаются одиночно в лесах Карелии или образуют древние культовые комплексы-«святилища» на горах (Воттоваара, Кивакка, Ноуронен) или островах Белого моря (Кузова). В местах их нахождения всегда присутствуют признаки послеледниковой тектонической активности. Письменные источники и археологические находки, связанные с ними, отсутствуют, поэтому вопросы их интерпретации, датировки и культурной принадлежности дискуссионны.
Мало кто помнит, что у истоков изучения мегалитов Карелии стоял Карельский краеведческий музей. В 2019 году исполняется пятьдесят лет со времени проведения первой археологической экспедиции на архипелаге Кузова в Белом море. Исследованиями музея руководил его директор Иван Михайлович Мулло. За шесть полевых сезонов (1966–1972 гг.) Кузовских островах он провёл огромную исследовательскую работу: зафиксировал, картировал и описал 540 валунных сложений «древних саам», впервые разработал их предварительную типологию, предпринял меры по популяризации и охране беломорских мегалитов. Это был первый опыт изучения памятников археологии на островах Белого моря.
Выставка – это рассказ об истории изучения мегалитов Карелии археологической экспедицией Карельского государственного краеведческого музея в 1960-х и 1990-х гг. Зрителям будут представлены творческие проекты современных художников из Санкт-Петербурга, связанные с комплексом камней-сейдов на знаменитой горе Воттоваара.
Расскажите, как музей может стать лучше?
Ждём ваших предложений