6 сентября в 15.00 в Национальном музее Республики Карелия состоится открытие выставки «Петроглифы Хакасии». Хакасия – живописный и гостеприимный край в Южной Сибири, овеянный древними легендами и сказаниями. Её иногда называют археологической Меккой Сибири. Святилища на горных вершинах, наскальные рисунки, развалины раннесредневековых замков и храмов, причудливые формы одиноко стоящих камней-менгиров представляют настоящую музейную экспозицию под открытым небом.
Уже почти три века ученые исследуют прошлое народов Сибири, дошедшее до нас в мифах, археологических памятниках и сюжетах древних наскальных рисунков. Специалисты различают два вида наскального искусства – выполненные краской писаницы и петроглифы, к которым относят выбитые, гравированные, прошлифованные изображения. Они имеют самую разную тематику и разные ритуальное, мемориальное, знаковое значения. Древние рисунки встречаются почти на всех континентах, но Хакасия отличается особым их богатством и разнообразием, поэтому её часто воспринимают как оазис наскального искусства.
Большой вклад в изучение петроглифов Хакасско-Минусинской котловины внес заслуженный художник России В.Ф. Капелько. В 1973 году он работал в зоне затопления Красноярской ГЭС в археологической экспедиции. Чтобы спасти творческое наследие древних художников, безвозвратно уходивших под воду, он первый применил микалентную бумагу для копирования петроглифов. Микалентная бумага – это особый сорт бумаги, состоящей из длинноволокнистого первосортного хлопка. Эстампаж (франц. estampages "оттиснутые") – изображение на бумаге, плёнке или ткани перенесённое с помощью краски с рельефной поверхности скульптуры, камня, бронзы или керамики.
На выставке «Петроглифы Хакасии» будут демонстрироваться копии древних петроглифов Хакасии художников из г. Абакана: С.Ф. Асочаковой, А.Ю. Аешиной, А.Г. Идимешевой, А.М. Карамчаковой, С.В. Кауровой и А.А. Тюкпиековой, выполненные на черной рисовой бумаге, по древнекитайской методике, модернизированной С.Г. Нарылковым. В Китае метод копирования изображений на рисовую бумагу для иллюстрации древних исторических артефактов из камня, керамики и бронзы был разработан более тысячи лет назад. Но китайский метод копирования оказался очень трудоёмким. Требовалось нанесения не менее 60 слоёв чёрных густых чернил на белую рисовую бумагу, что затрудняло использование этого метода в полевых условиях. С.Г. Нарылков на его основе разработал ускоренный метод копирования с помощью современных белых акриловых красок на рисовой бумаге чёрного цвета. Это позволило существенно сократить трудоемкость и время изготовления копий и получать сразу прямые позитивные изображения петроглифов.
Посетители музея могут познакомиться с результатами древнекитайского способа копирования наскальных изображений Хакасии и «разглядеть» новые удивительные детали на, казалось бы, общеизвестных, хрестоматийных наскальных изображениях древней Центральной Азии. А это значит, что «послания далеких предков» становятся для нас ещё ближе и понятнее.
Выставка будет работать до 30 октября 2017 г.
В период её работы будут проходить встречи и лектории по различным вопросам изучения наскального искусства Центральной Европы.