Василий Григорьевич Кондратьев,
старший научный сотрудник,
Карельский институт развития образования,
г. Петрозаводск
Уникальность музея образовательного учреждения (школьного музея) заключается в том, что такой музей более, чем какой-либо другой, включен в жизнь местного сообщества, музей может существовать и развиваться только в сотрудничестве с местной администрацией, а также с близлежащими предприятиями и учреждениями, местными средствами массовой информации и, наконец, жителями района (в том числе и прежде всего — проживающими на данной территории родителями учащихся). Школьный музей является открытой системой. Ему ни в коем случае не следует замыкаться в самом себе и превращаться в некую раз и навсегда построенную экспозицию, торжественно открываемую по особым случаям для посетителей. Подобно тому, как такой музей должен встраиваться в жизнь образовательного учреждения и коррелировать свои планы с учебной деятельностью, он должен быть и важной частью жизни местного сообщества, отвечать его потребностям и запросам. В небольших городах и сельской местности зачастую школьный музей становится и единственным социально-культурным центром.
В Республике Карелия существует значительное количество музеев, организованных в школах, профессиональных образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей и даже в детских садах. В настоящее время известно и включено в Каталог музеев образовательных учреждений Республики Карелия свыше 130 музеев. Музеи эти разнообразны как по составу фондов и по своей направленности, по времени своего существования, так и по степени использования их потенциала в деле воспитания подрастающего поколения.
Когда мы говорим о партнёрских отношениях музеев, то, прежде всего, ближайшими партнерами школьного музея являются другие школьные музеи. Поэтому весьма важным для их развития является создание системы контактов школьных музеев, включая взаимное посещение их учащимися (сегодня — мы к вам, а завтра — вы к нам). В последнее время существует определённая координация деятельности музеев на уровне муниципальных районов. В качестве примеров такой координации можно назвать Кондопожский, Кемский, Беломорский, Пудожский и некоторые другие районы нашей республики. Налаживаются и прочные связи музеев Карелии с музеями других регионов, одним из примеров является межрегиональный проект «Память и время», в котором с 2006 года участвуют учащиеся школ Костомукши, Петрозаводска, Москвы и Санкт-Петербурга. В рамках этого проекта образовательные учреждения стремятся к решению таких задач, как формирование гражданско-патриотической позиции учащихся в процессе создания творческих, учебно-исследовательских, реферативных работ по истории края; сотрудничество с ветеранами и молодежными патриотическими организациями; участие в обновлении и расширений-фондов и экспозиций школьных музеев
Определённую роль в деле укрепления партнёрских отношений между школьными музеями играет и Карельский институт развития образования, где уже в течение ряда лет проводятся семинары для руководителей школьных музеев по различным вопросам музейной деятельности. Естественно, такая работа могла бы вестись и на более высоком организационном уровне, т. е. на уровне проведения курсов, большой опыт по организации которых имеется в нашей образовательной организации, но камнем преткновения в этом вопросе становится отсутствие статуса руководителя музея образовательного учреждения.
Совершенно новые возможности развития связей с местным сообществом предоставляет Интернет. Являясь общественной инициативой, школьный музей не может существовать вне самых широких и разнообразных контактов. Погрузившись в просторы Интернета можно отыскать самые разнообразные музейно-образовательные программы, найти сведения о самых современных музейно-образовательных методиках, познакомиться с накопленным педагогами опытом. Сетевые сообщества музеев также возможны и перспективны. Современная школа, а вместе с тем и музей, умело овладевают системой, получившей название «паблик рилейшнз» (PR), или связь с общественностью. Речь идет о налаживании прочных партнерских отношений со всеми, кто способен внести любую, пусть самую скромную, лепту в школьную жизнь. Многие школьные музеи могут и умеют производить мультимедийные продукты, включают в практику своей деятельности виртуальные выставки, создают самостоятельные сайты или оригинальные страницы на сайтах образовательных учреждений.
При всех возможных вариантах связей с общественностью, привлечения помощников и друзей музея (ещё один из перспективных видов связей с местным сообществом — создание Советов друзей музея), не следует забывать важнейшей истины музейной педагогики, что главными действующими лицами в музее должны быть сами учащиеся. Вместе с тем нельзя не отметить, что школьный музей может иметь успех только при условии сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. Школьный музей должен предлагать то, что встретит отклик у детей. Дети – активные участники создания музейно-образовательного пространства в школе. М.Ю Юхневич отмечает: «Как видно, сами дети считают, что школьный музей — это музей для детей и руками детей, Он служит своим творцам. Те, кто создают этот музей (актив, учащиеся и педагоги школы, совет содействия, выпускники и пр.) являются и его основными пользователями». Виды сотрудничества с общественностью также отличаются большим разнообразием. [2, с.123 ]
Возможные варианты сотрудничества: участие представителей общественности и родителей в комплектовании фондов, изготовлении экспонатов, в приобретении или передаче оборудования, транспортные услуги, публикация в районной газете, передача по местному каналу телевидения и пр. Для партнеров музея сотрудничество с ним также может быть значимо. Это повышает престиж и авторитет организации или лица, оказывающего поддержку, как благотворителя, что может быть весьма важно с точки зрения укрепления его имиджа и в рекламных целях. Наконец, чем ближе благотворитель к району, тем менее безразличен он к судьбе проживающих там детей и глубже осознает роль социокультурной среды, в которой они формируются. Показательно в этом отношении участие музея в акциях и проектах, осуществляемых на уровне местного сообщества. Школьный музей в селе Ругозеро превратился в музей села, стал важным общественным институтом, активно изучающим и пропагандирующим местную историю. Одной из замечательных инициатив, активным участником которой стал музей, было создание инициативной группы по установке памятного креста землякам, призванным на Великую Отечественную войну из Ругозера и окрестных деревень. В списки вошли поименно ветераны войны, которые были призваны не только Ругозерским военкоматом, но и те ветераны, которые жили и работали в с. Ругозеро в послевоенные годы, погибшие и без вести пропавшие. В подобной акции в с. Сумский Посад принял участие местный школьный музей. Большую работу проводит исследовательский клуб «Сумь», организованный при музее. Как отмечает методист Беломорского информационно-методического центра образования М.И. Медведева: «С 2004 года участниками школьного клуба «Сумь» осуществляется исследовательская деятельность, в результате которой архив музея пополнился следующими материалами: «Праздничный поморский костюм», «Сумский острог», «Православные святыни Сумского Посада», «Свадебный обряд былого Сумского Посада», «Народные праздники Поморья», «Дети Сумского Посада в годы Великой Отечественной войны», «Судьбы поморских церквей», «Сумский мореходный класс» и др». [3]
Одним из интересных примеров взаимодействия школьного музея с местным сообществом является деятельность Музея-мастерской «Рукоделия Поморья» Беломорской средней общеобразовательной школы № 3. М.И Медведева отмечает: «Своеобразие этого музея в том, что здесь школьники обучаются, изучая и исследуя особенности традиционных женских ремесленных технологий Поморья. Например, старинные праздничные поморские повойники — бесценные подлинники, используются учащимися при выполнении изделий по образцам музейных предметов и изделий современного ассортимента. Также на базе музея–мастерской проводятся мастер-классы не только для учащихся, но и для родителей, населения, гостей школы и города». [3 ]
Небольшой школьный музей Золотецкой основной школы Беломорского района включён в прочные связи с различными учреждениями и организациями и с другими школьными музеями, что отмечает руководитель музея Н.П. Тухкина: «Развивается сотрудничество музея с «Центром Поморской культуры», общественной организацией «Поморский берег», музеями Беломорска. Школьники побывали в музее-мастерской «Рукоделья Поморья», в музее боевой славы ДОСААФ, краеведческом музее «Беломорские петроглифы», музее Надвоицкой школы Сегежского района». [4]
Примеров сотрудничества школьных музеев с различными партнёрами в республике много. Удачно взаимодействует с жителями микрорайона, музеем «Кижи», выпускниками и родителями школьный музея Средней общеобразовательной школы № 2 г. Петрозаводска (руководитель В.В. Романова). Интересен опыт взаимодействия музея МБВ (С) ОУ «Центр образования» (руководитель Ю.В. Горбунов) и военного комиссариата Республики Карелия.
Для школьного музея одним из важных условий его развития является налаживание сотрудничества с местным сообществом с потенциальными спонсорами и помощниками уже на стадии его организации. По этому поводу М.Ю. Юхневич пишет: «К актуальнейшим относится тема «выращивания» школьного музея как многоступенчатого развивающегося процесса, не ограниченного лишь пространством образовательного учреждения, основанного на долговременных и разнообразных контактах с теми, кто может быть заинтересован в его создании» [2, с.141]
Хотелось бы отметить. сто в Республике Карелия существует и развивается система связей музеев образовательных учреждений с музеями разного уровня, от федерального (Музей-заповедник «Кижи») до республиканского и муниципального, а также и с другими учреждениями культуры (клубами и библиотеками), что отмечено в частности в монографии Е.В. и К.А. Диановых: «… на основе богатого наследия духовной и материальной культуры, на основе сотрудничества с ведущими музеями и просветительскими центрами республики строится музейная краеведческая работа с учащимися» [1, с.73]
Очень важно научиться выстраивать отношения с потенциальным партнёром, так как интерес здесь должен быть взаимным. Важно всячески укреплять в нем уверенность, что поддержка образования и культуры является делом важным и необходимым. Нужно позиционировать себя, как важную составляющую социума, а поэтому — знать проблемы социума, его задачи, в которые вы можете внести свой посильный вклад. Важно продумать систему ответных шагов в отношении партнёра. Сотрудничество должно стать значимым и взаимовыгодным. Также нужно уметь благодарить. Важно, чтобы эта благодарность была публичной: указание имен дарителей экспонатов в этикетках, вручение помощникам и спонсорам памятных дипломов, упоминание конкретных имен или фирм в аннотациях ваших мероприятий, рекламных материалах и публикациях и пр. Если завершается какое-то общее дело, всегда нужно отметить вклад каждого, учитывать, что помощь далеко не всегда должна иметь денежный эквивалент и может приобрести любую форму сотрудничества (материал, транспорт, публикация и т.д.).
Там, где музейно-образовательная деятельность ведётся не по шаблону, где музей создаётся не для «галочки», музеи образовательных учреждений успешно налаживают сотрудничество с местным сообществом, привлекая лучшие силы и искренне заинтересованных в таком сотрудничестве людей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дианова Е.В., Дианова К.А. Музеи в контексте исторического краеведения Карелии. Петрозаводск, 2013.
2. Юхневич М.Ю. Образовательный музей (педагогический, школьный, детский). М., 2007. С. 123.
3. http://kiro-karelia.ru/journal/nomera/rol-muzeya-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-v-obrazovanii-i-vospitanii-iz-opyta-raboty
4. http://kiro-karelia.ru/journal/nomera/muzejnyj-proekt-svyaz-vremen