В Республике Карелия продолжаются мероприятия, приуроченные к Году карельского языка и национальной культуры. В городе Лахденпохья в начале октября прошел этнокультурный праздник «Живое древо Кантелетар».
Место проведения праздника на горе Яккимваара было выбрано не случайно. Именно там уже около двух веков стоит величественная сосна, обдуваемая ветрами Ладоги . Это примечательное дерево, связанно с собирателем эпоса Калевала Элиасом Лённротом. Дерево расположено в памятном месте у лютеранской Яккимской церкви, построенной по проекту архитектора Карла Энгеля, одного из известнейших представителей неоклассицизма. Примечательно и то, что строительство церкви продолжалось в 1846-1850 гг. при содействии графа Кушелева-Безбородко, владевшего в то время землями в приходах Яккима и Куркиёки.
Куркиёкский краеведческий центр совместно со школами и библиотеками Лахденпохского района провёл цикл мероприятий, посвященных карельскому эпосу. В заключении все собрались на праздник у сосны на Яккимской горе. Зазвучала музыка и перед зрителями разыгралась сценка – рунопевцы, как встарь, подали друг другу руки. И полились руны…
"Золотой мой друг и братец,
Дорогой товарищ детства.
Мы споём с тобою вместе.
Мы с тобой промолвим слово…
Так давай свои мне руки,
Пальцы наши вместе сложим,
Песни славные споём мы,
Начиная с самых лучших,
Пусть друзья услышат пенье.
Пусть приветливо внимают
Меж растущей молодёжью,
В подрастающем народе".
В ходе праздника молодёжь узнала о том, что Элиас Лённрот побывал в Якккима в 1837 году во время своего седьмого путешествия. Здесь он встречался с пастором, заходил в Яккимскую церковь, тогда еще деревянную. В письме из Савонлинна от 20 октября 1837 г. он написал своему другу, преподавателю Кекману: «...Из Сортавала я сначала отправился в приход Яккима, затем в Куркиёки и в Париккала… Этим летом мои собрания заметно пополнились старинными и новейшими рунами. У меня набралось много старинных песен, подобные которым есть во второй части «Кантеле». Вскоре из них получится целая прекрасная книга».
Сборник «Кантелетар» вышел в 1840-1841 гг. тремя выпусками. Первые две книги включали лирические песни, третья — народные баллады. Всего в сборнике в основном его тексте 652 песни (22 201 стих), и вдобавок некоторые песни приводились в предисловии. Ко всем трем выпускам-книгам было общее приложение, включавшее около 4300 стихов из разных вариантов. «Кантелетар» является производным от «кантеле» - музыкального инструмента рунопевцев, и подразумевает Дочь кантеле, музу - покровительницу песен, игры и музыки.
В предисловии Элиас Лённрот сообщал, что материалы к сборнику он собирал свыше десяти лет, начиная с 1828 года. В сборнике были в какой-то мере представлены все обследованные регионы, но основным источником лирических песен была Приладожская Карелия»
Яккимская гора хранит еще много легенд и преданий. Легенды рождает и современное время. Благодаря исследованиям, проведенным сотрудниками Куркиёкского краеведческого центра, дерево - исполин стало известным не только местным жителям. В 2011 году сосна стала первым памятным деревом Республики Карелия, включенным в реестр Всероссийской программы «Деревья — памятники живой природы».
Собравшиеся на праздник долго рассматривали ветви сосны, которые приняли причудливую форму. В лучах солнца, поднимающегося над ладожским заливом, сосна как в сказке переливается серебристыми, золотистыми и бронзовыми ветвями с изумрудной хвоей. Некоторые — высохли и приобрели серебристый цвет. Мудростью веков сосна смотрит на молодое поколение, вновь собравшееся под её кроной.