Живое древо «Кантелетар»
Этнокультурный праздник  «Живое древо Кантелетар» в Лахденпохья

В Республике Карелия продолжаются мероприятия, приуроченные к Году карельского языка и национальной культуры. В городе Лахденпохья в начале октября прошел этнокультурный праздник «Живое древо Кантелетар».

Место проведения праздника на горе Яккимваара было выбрано не случайно. Именно там уже около двух веков стоит величественная сосна, обдуваемая ветрами Ладоги . Это примечательное дерево, связанно с собирателем эпоса Калевала Элиасом Лённротом. Дерево расположено в памятном месте у лютеранской Яккимской церкви, построенной по проекту архитектора Карла Энгеля, одного из известнейших представителей неоклассицизма. Примечательно и то, что строительство церкви продолжалось в 1846-1850 гг. при содействии графа Кушелева-Безбородко, владевшего в то время землями в приходах Яккима и Куркиёки.

Куркиёкский краеведческий центр совместно со школами и библиотеками Лахденпохского района провёл цикл мероприятий, посвященных карельскому эпосу. В заключении все собрались на праздник у сосны на Яккимской горе. Зазвучала музыка и перед зрителями разыгралась сценка – рунопевцы, как встарь, подали друг другу руки. И полились руны…

"Золотой мой друг и братец,
Дорогой товарищ детства.
Мы споём с тобою вместе.
Мы с тобой промолвим слово…
Так давай свои мне руки,
Пальцы наши вместе сложим,
Песни славные споём мы,
Начиная с самых лучших,
Пусть друзья услышат пенье.
Пусть приветливо внимают
Меж растущей молодёжью,
В подрастающем народе".

В ходе праздника молодёжь узнала о том, что Элиас Лённрот побывал в Якккима в 1837 году во время своего седьмого путешествия. Здесь он встречался с пастором, заходил в Яккимскую церковь, тогда еще деревянную. В письме из Савонлинна от 20 октября 1837 г. он написал своему другу, преподавателю Кекману: «...Из Сортавала я сначала отправился в приход Яккима, затем в Куркиёки и в Париккала… Этим летом мои собрания заметно пополнились старинными и новейшими рунами. У меня набралось много старинных песен, подобные которым есть во второй части «Кантеле». Вскоре из них получится целая прекрасная книга».

Сборник «Кантелетар» вышел в 1840-1841 гг. тремя выпусками. Первые две книги включали лирические песни, третья — народные баллады. Всего в сборнике в основном его тексте 652 песни (22 201 стих), и вдобавок некоторые песни приводились в предисловии. Ко всем трем выпускам-книгам было общее приложение, включавшее около 4300 стихов из разных вариантов. «Кантелетар» является производным от «кантеле» - музыкального инструмента рунопевцев, и подразумевает Дочь кантеле, музу - покровительницу песен, игры и музыки.

В предисловии Элиас Лённрот сообщал, что материалы к сборнику он собирал свыше десяти лет, начиная с 1828 года. В сборнике были в какой-то мере представлены все обследованные регионы, но основным источником лирических песен была Приладожская Карелия»

Яккимская гора хранит еще много легенд и преданий. Легенды рождает и современное время. Благодаря исследованиям, проведенным сотрудниками Куркиёкского краеведческого центра, дерево - исполин стало известным не только местным жителям. В 2011 году сосна стала первым памятным деревом Республики Карелия, включенным в реестр Всероссийской программы «Деревья — памятники живой природы».

Собравшиеся на праздник долго рассматривали ветви сосны, которые приняли причудливую форму. В лучах солнца, поднимающегося над ладожским заливом, сосна как в сказке переливается серебристыми, золотистыми и бронзовыми ветвями с изумрудной хвоей. Некоторые — высохли и приобрели серебристый цвет. Мудростью веков сосна смотрит на молодое поколение, вновь собравшееся под её кроной.

 

Та самая сосна
Та самая сосна
Сосна и церковь Яккима
Сосна и церковь Яккима
Этнокультурный праздник  «Живое древо Кантелетар»
Этнокультурный праздник «Живое древо Кантелетар»
Этнокультурный праздник  «Живое древо Кантелетар»
Этнокультурный праздник «Живое древо Кантелетар»
Этнокультурный праздник  «Живое древо Кантелетар»
Этнокультурный праздник «Живое древо Кантелетар»