Русский English
Нациoнальный музей Республики Карелия ПРИРОДА АРХЕОЛОГИЯ ИСТОРИЯ ФОЛЬКЛОР ЭТНОГРАФИЯ
Группа музея ВКонтакте
Подписаться на новости

Артефакт – гид по музеям России Купить билет Пушкинская карта Филиал НМРК в Шелтозеро Филиал НМРК Марциальные воды Филиал НМРК Музей Карельского фронта Объясняем.РФ Независимая оценка качества услуг НМРК Конференция "Материальное и нематериальное наследие петровской эпохи на Русском Севере" Официальный сайт для размещения информации о государственных учреждениях Министерство культуры Республики Карелия Национальный проект «Культура» Государственные услуги Национальный музей Республики Карелия: отзывы путешественников

На главную страницу  > Новости
17.05.2011 | Другое

О международных проектах и новом интерактивном классе музея

Весной 2011 года команда Карельского государственного краеведческого музея вышла в полуфинал общероссийского конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире».

О сегодняшних интересах музея и его международном сотрудничестве мы беседуем с заместителем его директора по научно-выставочной работе и развитию Денисом Кузнецовым.

— Слово «Карелия» по разные стороны границы воспринимается несколько по-разному, и есть некоторые отличия экспозиций Карельского государственного краеведческого музея и известного музейного центра «Carelicum» в Йоэнсуу. Как бы ты мог прокомментировать эти отличия — это конкуренция, вызванная историко-политическими причинами, или что-то иное?

— В январе 2011 года экспозиция центра Carelicum в Йоэнсуу открылась после серьезной модернизации. Я пока не видел новую экспозицию, но, судя по фотографиям, произошел серьезный ребрендинг — экспозиция приобрела более выразительный дизайн, появились новые разделы, например, о традициях карельской бани.

Музейные экспозиции отражают некоторые отличия, существующие в Финляндии и России между политическими и общественными воззрениями, мнениями историков-профессионалов.
Отмечу, что с 1990-х годов происходит постоянный обмен мнениями, фактами, информацией между историками, этнографами и археологами двух стран, выходят новые книги. Уже можно говорить об общих исследовательских подходах к истории Карелии. Финляндия, начиная с 19 века, стратегически рассматривала свои исторические и культурные связи с Карелией. И продолжает это делать и сейчас, позиционируя себя на политической арене как посредник в отношениях между Европейским Союзом и Россией.
Музейно-туристский центр Carelicum создает самому городу Йоэнсуу имидж ворот в Россию, в Республику Карелия.

Ещё в 2002 году, когда мы начинали проектировать новую основную экспозицию Музея Карелии в Петрозаводске, мы не могли не учесть наличие экспозиции Carelicum. Нужно было найти свое место по отношению к ней. Основное отличие, на мой взгляд, в том, что сотрудники Музея Северной Карелии в экспозиции Carelicum‘а большее внимание уделяют этнографии и фольклору, а наша экспозиция скорее сосредоточена на исторической роли Карелии в развитии российской государственности на протяжении более чем тысячелетия. Ещё одна особенность в том, что мы показываем российскую Карелию как территорию, где финно-угорский и славянский миры взаимодействовали веками, где глубоко переплелись карельская, вепсская и севернорусская традиции.

В прошлом году мы встречались с коллегами из Музея Северной Карелии. Мы выразили намерения к тесному сотрудничеству в подготовке фольклорно-этнографического раздела нашей экспозиции и разработке второй очереди экспозиции, посвященной 20 веку, информационному и выставочному обмену, совместным исследованиям. Мы рассчитываем на новую деловую встречу в октябре этого года на международной конференции «Музеи в северном измерении 2011», посвященной 140-летнему юбилею нашего музея.

— Сейчас в вашем музее идет фотовыставка «Солдаты Карельского фронта», но для непредвзятого посетителя она производит несколько одностороннее впечатление, поскольку там совершенно не представлены фотодокументы с иной стороны фронта. Не находишь, что в этом и поныне отражается идеологическая разница отношения к тем давним событиям: если в Европе дни 8-9 мая отмечаются как дни окончания войны и примирения, то у нас война продолжается... Есть и такой парадоксальный факт: в России ныне модно повязывать «георгиевские ленточки», хотя орденом Св. Георгия в свое время был награжден Карл Густав Эмиль Маннергейм.

— «Солдаты Карельского фронта» для нас в первую очередь — выставка документальных фото в жанре no comments. То есть, мы, конечно, сделали аннотации к каждой фотографии, но не стали их интерпретировать. При этом мы отдаем отчет, что эти документы — в немалой степени постановочные фото, сделанные советскими фронтовыми журналистами. Эта выставка для нас важна как публикация ранее малоизвестных фото из наших фондов.

Что касается фото «с другой стороны фронта», то, по понятным причинам, «взгляд с другой стороны» в Центральном государственном музее КФССР (как тогда назывался наш музей) оперативно не комплектовался, и у нас просто нет уникальных финляндских фотографий.

Хотя это достойная цель на будущее — организация с коллегами из Финляндии совместных выставок, в том числе на проблемные, дискуссионные темы. Сейчас российские и финляндские музеи делают интересные проекты на военную тему. Упомяну, например, впечатляющую инсталляцию Музеев Серлакиуса «На что похожа война?» (художник Тарья Вяятенен) в петербургском музее Анны Ахматовой, в рамках совместного проекта о ветеранах. В нашем музее мы каждый год делаем небольшие выставки, посвященные Зимней войне и Великой Отечественной войне или «войне-продолжению», как ее называют в Финляндии.
Эта тема всегда пользуется интересом публики, особенно ее мужской части, во многом благодаря экспонируемым предметам военного снаряжения. Отчасти «взгляд с разных сторон фронта» был реализован в нашей прошлогодней выставке «Перед атакой. Карельский фронт в1942—1944 гг.» (автор — Сергей Титов). В этой деятельности нет идеологии — мы преследуем просветительские, познавательные цели на основе по возможности объективных исследований.

— В вашем музее сейчас организуется новая выставка «Мы — корела. Историческая реконструкция Средневековья». Расскажи, пожалуйста, о ней подробнее.

— У нас в музее достаточно строгая академическая экспозиция с экспонатами «за стеклом» и сопровождающими компьютерными программами и видеофильмами. Поэтому на каждом из трех этажей музейного здания вместе с экспозициями мы планируем расположить специальные интерактивные площадки, где некоторые темы будут представлены по принципу hands on, т.е. снабжены экспонатами, которые можно брать в руки. Первая такая площадка с копиями-реконструкциями охотничьих орудий, керамических сосудов и даже полномасштабным макетом древнего лабиринта уже работает в музее рядом с археологическим разделом экспозиции.

«Мы — корела. Историческая реконструкция Средневековья» — это вторая площадка, интерактивная комната рядом с залом постоянной экспозиции, которая рассказывает о тысячелетней истории средневековой Карелии. В ней мы будем предлагать посетителям, детям и семьям, школьникам занятия, которые позволят узнать о повседневной жизни людей в эпоху средневековья. В каких домах они жили? Что они ели и во что одевались? Чем занимались мужчины – земледельцы, воины, кузнецы, торговцы — и за что отвечали женщины? И многое другое. Мы планируем для наших посетителей занятия и мастер-классы на основе копий средневековых предметов быта, труда, вооружения, фильмов, фотографий, рисунков. В этой работе нам помогает клуб исторической реконструкции «Скёль», который специализируется на раннем средневековье, эпохе викингов.

— Какие совместные проекты планируются в ближайшее время у Карельского краеведческого с финскими, и шире — европейскими музеями?

— Если говорить о сотрудничестве с финляндскими коллегами, хочу, прежде всего, упомянуть наши совместные выставочные проекты с Рауно Лаухакангасом, исследователем из Хельсинки. В 2008 году мы показали фотовыставку «Песня белого кита», посвященную белухам, полярным дельфинам Белого моря. Выставка рассказала о научных и художественных экспериментах в деревне Колежма, когда ученые и музыканты пробовали наладить коммуникацию с китами при помощи музыки и специальной аппаратуры. А в 2010 году Рауно помог нам показать фотографии археолога Тимо Миеттинен и фотографа Хейкки Вилламо на выставке «Наскальное искусство Финляндии».

Наш музейный археолог Марк Шахнович четвертый год сотрудничает с музеем города Лахти. Вместе со своим коллегой Хану Такала и специалистами Института археологии Российской Академии наук (Москва) они ищут самые древние стоянки человека — эпохи мезолита или среднекаменного века, 9 тыс. лет назад — в Северном Приладожье. Ранее подобные работы в этом районе не проводились. В районе поселков Ляскеля, Импилахти, города Питкяранта обнаружены стоянки, которые расположены по течению современных рек. Эти реки в послеледниковье были глубокими заливами Ладожского озера — тогда залива Балтийского моря. Уровень воды в Ладоге был выше современного на 20 метров.

Первые люди в Приладожье были охотниками на северного оленя. Археологи будут продолжать исследования и планируют выход книги в Финляндии.
Давняя история совместных проектов с коллегами из Финляндии у нашего филиала в поселке Шелтозеро — Вепсского этнографического музея. Финны давно интересуются вепсами — коренным малочисленным финно-угорским народом. Мы получили первую информацию об интересе финляндских реставраторов к теме работы с коллекциями текстиля Шелтозерского музея из Музейного Ведомства Финляндии в 2004 году. В том же году на пятом российско-финляндском культурном форуме в городе Турку встретились реставраторы и сотрудники музея. В 2005 году состоялась ознакомительная поездка финляндских партнеров в Шелтозеро.
Летом 2006 года при поддержке Фонда Маяоя реставраторы из Финляндии работали с образцами народного вепсского костюма, традиционного ткачества и вышивки. Музей-филиал в Шелтозеро — активный участник совместного проекта по поддержке и освоению основных навыков традиционных вепсских занятий: ткачества, прядения, вышивки, вязания, плетения из бересты и ивы. В результате проекта создана общественная организация вепсских ремесленников «Каичей».

Сейчас мы участвуем в подготовке перспективных проектов в рамках программ приграничного сотрудничества с культурным фондом «Юминкеко» (Кухмо), который поддерживает наследие «Калевалы» — по развитию этнокультурных центров в Карелии, с Геологической службой Финляндии и музеем Оутокумпу (Outokumpu) по сохранению объектов индустриального наследия и развитию туризма.
Большой североевропейский проект с участием финляндских партнеров планируется совместно с музеем Вестерботтен (Умео, Швеция). Он называется «Rock Art in Sapmi», т.е. посвящен актуализации памятников древнего наскального искусства в ареале исторического и современного проживания саами. Новизна в трактовке этой темы связана с изучением и публикацией богатого наследия замечательного шведского этнографа и археолога Густава Хальстрема, который сто лет назад путешествовал в научных целях по Европейскому Северу.

В проекте исследователи будут работать с художниками и артистами. Одним из результатов проекта должна стать серия культурных событий, представлений, акций в рамках программы Умео — культурной столицы Европы 2014 года.

 

версия для печати



Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Контакты
185035, Республика Карелия, г.Петрозаводск, пл.Ленина, 1
e-mail: nmrk_karelia@mail.ru
Тел.: (8142) 55 96 55
Создание сайта:  WebLab
Культура.рф  Музеи России 
-->
Яндекс.Метрика
©  Национальный музей Республики Карелия
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
-->