О международных проектах и новом интерактивном классе музея
Весной 2011 года команда Карельского государственного краеведческого музея вышла в полуфинал общероссийского конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». О сегодняшних интересах музея и его международном сотрудничестве мы беседуем с заместителем его директора по научно-выставочной работе и развитию Денисом Кузнецовым. — Слово «Карелия» по разные стороны границы воспринимается несколько по-разному, и есть некоторые отличия экспозиций Карельского государственного краеведческого музея и известного музейного центра «Carelicum» в Йоэнсуу. Как бы ты мог прокомментировать эти отличия — это конкуренция, вызванная историко-политическими причинами, или что-то иное? — В январе 2011 года экспозиция центра Carelicum в Йоэнсуу открылась после серьезной модернизации. Я пока не видел новую экспозицию, но, судя по фотографиям, произошел серьезный ребрендинг — экспозиция приобрела более выразительный дизайн, появились новые разделы, например, о традициях карельской бани. Музейные экспозиции отражают некоторые отличия, существующие в Финляндии и России между политическими и общественными воззрениями, мнениями историков-профессионалов. Ещё в 2002 году, когда мы начинали проектировать новую основную экспозицию Музея Карелии в Петрозаводске, мы не могли не учесть наличие экспозиции Carelicum. Нужно было найти свое место по отношению к ней. Основное отличие, на мой взгляд, в том, что сотрудники Музея Северной Карелии в экспозиции Carelicum‘а большее внимание уделяют этнографии и фольклору, а наша экспозиция скорее сосредоточена на исторической роли Карелии в развитии российской государственности на протяжении более чем тысячелетия. Ещё одна особенность в том, что мы показываем российскую Карелию как территорию, где финно-угорский и славянский миры взаимодействовали веками, где глубоко переплелись карельская, вепсская и севернорусская традиции. В прошлом году мы встречались с коллегами из Музея Северной Карелии. Мы выразили намерения к тесному сотрудничеству в подготовке фольклорно-этнографического раздела нашей экспозиции и разработке второй очереди экспозиции, посвященной 20 веку, информационному и выставочному обмену, совместным исследованиям. Мы рассчитываем на новую деловую встречу в октябре этого года на международной конференции «Музеи в северном измерении 2011», посвященной 140-летнему юбилею нашего музея. — Сейчас в вашем музее идет фотовыставка «Солдаты Карельского фронта», но для непредвзятого посетителя она производит несколько одностороннее впечатление, поскольку там совершенно не представлены фотодокументы с иной стороны фронта. Не находишь, что в этом и поныне отражается идеологическая разница отношения к тем давним событиям: если в Европе дни 8-9 мая отмечаются как дни окончания войны и примирения, то у нас война продолжается... Есть и такой парадоксальный факт: в России ныне модно повязывать «георгиевские ленточки», хотя орденом Св. Георгия в свое время был награжден Карл Густав Эмиль Маннергейм. — «Солдаты Карельского фронта» для нас в первую очередь — выставка документальных фото в жанре no comments. То есть, мы, конечно, сделали аннотации к каждой фотографии, но не стали их интерпретировать. При этом мы отдаем отчет, что эти документы — в немалой степени постановочные фото, сделанные советскими фронтовыми журналистами. Эта выставка для нас важна как публикация ранее малоизвестных фото из наших фондов. Что касается фото «с другой стороны фронта», то, по понятным причинам, «взгляд с другой стороны» в Центральном государственном музее КФССР (как тогда назывался наш музей) оперативно не комплектовался, и у нас просто нет уникальных финляндских фотографий. Хотя это достойная цель на будущее — организация с коллегами из Финляндии совместных выставок, в том числе на проблемные, дискуссионные темы. Сейчас российские и финляндские музеи делают интересные проекты на военную тему. Упомяну, например, впечатляющую инсталляцию Музеев Серлакиуса «На что похожа война?» (художник Тарья Вяятенен) в петербургском музее Анны Ахматовой, в рамках совместного проекта о ветеранах. В нашем музее мы каждый год делаем небольшие выставки, посвященные Зимней войне и Великой Отечественной войне или «войне-продолжению», как ее называют в Финляндии. — В вашем музее сейчас организуется новая выставка «Мы — корела. Историческая реконструкция Средневековья». Расскажи, пожалуйста, о ней подробнее. — У нас в музее достаточно строгая академическая экспозиция с экспонатами «за стеклом» и сопровождающими компьютерными программами и видеофильмами. Поэтому на каждом из трех этажей музейного здания вместе с экспозициями мы планируем расположить специальные интерактивные площадки, где некоторые темы будут представлены по принципу hands on, т.е. снабжены экспонатами, которые можно брать в руки. Первая такая площадка с копиями-реконструкциями охотничьих орудий, керамических сосудов и даже полномасштабным макетом древнего лабиринта уже работает в музее рядом с археологическим разделом экспозиции. «Мы — корела. Историческая реконструкция Средневековья» — это вторая площадка, интерактивная комната рядом с залом постоянной экспозиции, которая рассказывает о тысячелетней истории средневековой Карелии. В ней мы будем предлагать посетителям, детям и семьям, школьникам занятия, которые позволят узнать о повседневной жизни людей в эпоху средневековья. В каких домах они жили? Что они ели и во что одевались? Чем занимались мужчины – земледельцы, воины, кузнецы, торговцы — и за что отвечали женщины? И многое другое. Мы планируем для наших посетителей занятия и мастер-классы на основе копий средневековых предметов быта, труда, вооружения, фильмов, фотографий, рисунков. В этой работе нам помогает клуб исторической реконструкции «Скёль», который специализируется на раннем средневековье, эпохе викингов. — Какие совместные проекты планируются в ближайшее время у Карельского краеведческого с финскими, и шире — европейскими музеями? — Если говорить о сотрудничестве с финляндскими коллегами, хочу, прежде всего, упомянуть наши совместные выставочные проекты с Рауно Лаухакангасом, исследователем из Хельсинки. В 2008 году мы показали фотовыставку «Песня белого кита», посвященную белухам, полярным дельфинам Белого моря. Выставка рассказала о научных и художественных экспериментах в деревне Колежма, когда ученые и музыканты пробовали наладить коммуникацию с китами при помощи музыки и специальной аппаратуры. А в 2010 году Рауно помог нам показать фотографии археолога Тимо Миеттинен и фотографа Хейкки Вилламо на выставке «Наскальное искусство Финляндии». Наш музейный археолог Марк Шахнович четвертый год сотрудничает с музеем города Лахти. Вместе со своим коллегой Хану Такала и специалистами Института археологии Российской Академии наук (Москва) они ищут самые древние стоянки человека — эпохи мезолита или среднекаменного века, 9 тыс. лет назад — в Северном Приладожье. Ранее подобные работы в этом районе не проводились. В районе поселков Ляскеля, Импилахти, города Питкяранта обнаружены стоянки, которые расположены по течению современных рек. Эти реки в послеледниковье были глубокими заливами Ладожского озера — тогда залива Балтийского моря. Уровень воды в Ладоге был выше современного на 20 метров. Первые люди в Приладожье были охотниками на северного оленя. Археологи будут продолжать исследования и планируют выход книги в Финляндии. Сейчас мы участвуем в подготовке перспективных проектов в рамках программ приграничного сотрудничества с культурным фондом «Юминкеко» (Кухмо), который поддерживает наследие «Калевалы» — по развитию этнокультурных центров в Карелии, с Геологической службой Финляндии и музеем Оутокумпу (Outokumpu) по сохранению объектов индустриального наследия и развитию туризма. В проекте исследователи будут работать с художниками и артистами. Одним из результатов проекта должна стать серия культурных событий, представлений, акций в рамках программы Умео — культурной столицы Европы 2014 года.
|