«Как кузнец Илмалиннэ свататься ездил» - выставка Музея Кондопожского края

Кузнецов Д. Н.,
зам. директора по научно-выставочной работе и развитию
Национального музея РК,
г. Петрозаводск, Республика Карелия


Экспозиция «Как кузнец Илмалиннэ свататься ездил» открылась в Кондопоге 28 июня 2011 г. и рассказывает о прошлом и настоящем культуры карелов-людиков. Это завершающее событие проекта «Путешествие в страну людиков», который музей осуществил в 2010-2011 гг. при поддержке Благотворительного фонда В. Потанина. В то же время эта выставка открывает новую экспозиционную площадку муниципального музея, на которой планируется в дальнейшем представлять выставки, посвященные этнографии и локальным культурным традициям Кондопожского района.
Сюжет выставки «Как кузнец Илмалиннэ свататься ездил» основан на песне, записанной Николаем Лесковым, исследователем карельской культуры, со слов Елизаветы Туру, крестьянки деревни Бородин-Наволок Петрозаводского уезда. Запись песни с комментарием исследователя опубликована в журнале «Живая старина» в 1893 г. Елизавета Туру рассказала Лескову, что эта песня поется во время свадеб и «стоит только спеть ее, и тогда никакие колдовства не в силах будут испортить жениха или невесту». Как отмечал исследователь, «по содержанию и форме эта песнь очень напоминает руны Калевалы». Песня повествует о сватовстве кузнеца Илмаринена (Илмалиннэ) в царство Хидвида. Сборы и поездка кузнеца «по морю» и трудные задания, которые предлагает выполнить царь Хидвид, чтобы получить его единственную дочь, прекрасную Муардёй-Дуардёй – вспахать змеиное поле, сотворить песней озеро – легли в основу основных тем выставки. Выставка строится на оппозиции «мужское-женское», которая интерпретируется как вечная игра мужского и женского начал в природе и культуре. Основные темы: свадьба и семья; мужские промыслы - кузнечное дело, земледелие, рыболовство и охота; женские занятия – изготовление ткани и одежды, приготовление пищи…
Авторы выставки выбрали сюжет о сватовстве кузнеца в качестве основы для выставки не только из-за достоинств фольклорного памятника – песни Елизаветы Туру. Тема железа и кузнеца является специфической, «брэндовой» именно для культуры людиков Кондопожского района. На этой территории издавна добывалось и обрабатывалось железо. Здесь со времен царя Петра I действали металлургические заводы, на которых работали местные жители. По мнению авторов выставка будет содействовать формированию историко-культурного образа, брэнда «Страны людиков».
Концепция выставки трактует ее как трехчастную музейную инсталляцию:
1. Илмалиннэ. Мужское начало, жених, кузнец, демиург, огонь, железо – инструменты и изделия кузнеца. Цветовые коды: красное (огонь), черное (уголь), белое (баня). «Своё» пространство в традиционной картине мира, представленной в песне Елизаветы Туру о сватовстве.
2. Муардёй-Дуардёй. Женское начало, невеста, веретено, скало, прялка, лён (изготовление тканей, кулинария, другие женские занятия), вода, небо. Цветовые коды: белое, синее. «Чужое» пространство в традиционной картине мира, представленной в песне Елизаветы Туру о сватовстве.
3. Путь-дорога. В традиционной крестьянской картине мира концепт «путь-дорога» часто отождествляется со смыслами и функциями «границы». «Путь-дорога» - это символический переход из одного знакового пространства в другое, из одного состояния в иное. В образном выражении это может быть и «море/вода» и «поле» и «лес» - в традиционной картине мира они часто синонимичны, также как «сани» и «лодка» - как средства перемещения, движения. В «поле», «лесу», «на воде» уместны соха, косарь, топор, сеть, рыболовная ловушка мерда и так далее – орудия, при помощи которых «добывают, промышляют», переводят из «природного» начала в культурное. «Граница» - обозначается на выставке двумя визуальными образами - традиционная косая изгородь из деревянных жердей и «ровница» - собранные с земледельческого участка камни, сложенные грудой.
На этих трех частях и строится музейная инсталляция как «ритуал», ограждающий от колдовства жениха и невесту.
Экспонаты выставки охватывают более чем вековой период – с конца ХIХ века вплоть до настоящего времени. Это предметы традиционных занятий и быта карелов из музейных и иных собраний, включая образцы, собранные экспедицией проекта «Путешествие в страну людиков» в августе 2010 г. в Кондопожском районе. Для более полного раскрытия темы авторы выставки включили в нее отдельные предметы из других карельских и русских поселений Карелии. Особого внимания заслуживают инструменты и изделия кузнецов П. Филиппова (д. Камень-Наволок, Пряжинский район), Илмари Липкина (д. Вокнаволок), Михаила Андреева (д. Семчезеро, Медвежьегорский район) из собрания Национального музея Карелии. Фотографии, представляющие людей и образ жизни, природу и культурный ландшафт, относятся к трем разным временным слоям. Фотографии и иллюстрации, представляющие людей и образ жизни, природу и культурный ландшафт, относятся к трем разным временным слоям. Это фотографии и иллюстрации 1890-1920-х гг. из музейных собраний и опубликованных записок путешественников по Олонецкой губернии – времени, когда когда еще не был разрушен традиционный крестьянский образ жизни. В частности, представлены фотографии экспедиции этнографического отдела Русского музея в Святозерский район Карелии под руководством Д. Золотарева (1929 г.) из фондов Национального музея Карелии. Послевоенные снимки 1950-1970-х гг. в основном являются материалами из семейных архивов, собранными экспедицией проекта. Современное состояние образа жизни и ландшафта людиковских поселений представлено фотографиями, сделанными участниками экспедиции проекта.
Особенности выставки «Как кузнец Илмалиннэ свататься ездил» исходят из задач проекта. Авторы выставки исследуют связь истории, традиций и современности, выявляют локальное своеобразие людиковских традиций с одной стороны, репрезентацию в них общекарельских корней – с другой стороны. Выставка должна рассказать о результатах экспедиции проекта «Путешествие в страну людиков», показать большое количество предметного и визуального материала, в ней необходимо использовать образное решение и звук.
Музей Кондопожского края не имеет собственного здания и располагается на первом этаже жилого дома. Это анфилада разных по площади небольших залов, фактически комнат. Часть из них используется для размещения основных экспозиций, например, посвященных истории города Кондопоги, а также для краткосрочных, временных выставок. Общая площадь музея - 214,7 кв. м., в том числе экспозиционно-выставочная площадь - 167 кв. м. Так как музей испытывает дефицит экспозиционных площадей, то авторы выставки должны были решить проблему приспособления одной из комнат размером всего 22,7 кв. м. (далее – этно-зал) чтобы обеспечить экспонирование различных тем, рассказывающих о традиционной культуре Кондопожского района.
Исходя из этих условий и сравнительно небольшого бюджета проекта, подход авторов выставки заключался в создании возможностей для производства в этно-зале одного-двух интересных, интерактивных временных экспозиционных проектов в год. В качестве оборудования использованы подиумы различных конфигураций и витрины различного объема. Некоторые из витрин включают скрытые планы, т.е. встроенные ящики для размещения небольших экспонатов. Авторы включили в состав оборудования телевизоры, DVD-плейеры и аудиосистему для расширения информационного и эмоционального содержания выставок. Для выставки «Как кузнец Илмалиннэ свататься ездил» и будущих проектов были подготовлены жерди, из которых сделан фрагмент косой изгороди - традиционного способа ограждения в Карелии. Он используется для размещения крестьянских орудий труда.
В основе выставки – фольклорный памятник, песня о сватовстве, записанная у Елизаветы Туру. Авторы выставки уделяли особое внимание аудио-визуальному сопровождению. В основе саунд-трека выставки – интерпретация, выполненная на основе оригинального текста песни и более поздней аудиозаписи варианта песни о сватовстве, записанной у Анастасии Никифоровой из Вохтозера (архив Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН). Основные разделы выставки эмоционально и символически поддерживаются двумя видеороликами с сюжетами огня и воды.
В октябре 2011 года выставки «Как кузнец Илмалиннэ свататься ездил» и «Страна людиков: опыт визуального словаря» людиковского проекта были отмечены поощрительной премией конкурса Музейного Ведомства Финляндии в области этнографической выставки. Конкурс финансируется за счет средств, выделяемых Министерством образования и культур Финляндии для поддержки национальных, окружных и краеведческих музеев, действующих в финно-угорских республиках и округах на территории Российской Федерации, представляющих культурное наследие финно-угорских народов и таким образом способствующих укреплению положения и развития родного языка и культуры.
Авторы и участники выставки
Менеджмент: Ольга Локтева. Концепция: Олег Николаев, Денис Кузнецов. Отбор экспонатов: Денис Кузнецов, Олег Николаев, Наталья Афонина. Видео: Борис Кононов. Саунд-трек: исполнение - Ольга Терехова, запись - Аркадий Соколов. Дизайн, исполнение выставки: Юрий Пермяков и дизайн-бюро «Артнаволок».

Web-ресурсы
Сайт конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире»
В социальной сети «В контакте»
Сайт администрации Кондопожского муниципального района
Сайт Национального музея РК


Denis Kuznetsov, National Museum of the Republic of Karelia.
«How smith Ilmalinne went to ask in marriage»: the exhibition of the Museum of Kondopoga district.
The exhibition has opened in the city Kondopoga in 2011 and tells about culture of Lyydi – local group of Karelians. The exhibition story is based on the Karelian wedding song which has been written down in 1893. Under the content and the form this song reminds Kalevala epic poem. The exhibits cover the period from end ХIХ century till now. These are subjects of traditional way of life, including the samples collected by expedition of the project «Travel to the Lyydi Land» in August, 2010 in Kondopozhsky area of Karelia.