20 июня в 15:00 в Национальном музее Республики Карелия состоится презентация книги Сенявской Е. С Военно-историческая антропология и психология» (на
материале российских войн ХХ века).
Автор книги является основателем военно-исторической антропологии и психологии как новой отрасли исторической науки. За свои труды в этой сфере доктор исторических наук Елена Спартаковна Сенявская удостоена звания лауреата Государственной премии РФ в области науки и техники (1998), медали Российской Академии наук (2001), премии Международной ассоциации исторической психологии «за большой личный вклад в раз-витие исторической науки» (2003), Всероссийского конкурса на лучшее издание по пат-риотической тематике в рамках Государственной программы «Патриотическое воспита-ние граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.» (2008), Всероссийского конкурса СМИ «Патриот России-2008».
В книге Елены Сенявской рассматривается широкий круг методологических, источнико-ведческих и конкретно-исторических проблем новой отрасли исторической науки - военно-исторической антропологии и психологии, изучающей человека на войне. Впервые курс лек-ций по ней был прочитан в 2001 г. в Петрозаводском государственном университете, а теперь опубликован в его издательстве.
Книга предназначена для студентов, магистрантов и аспирантов гуманитарных фа-культетов высших учебных заведений. Ее цель - формирование у читателей понимания роли человеческого фактора на переломных этапах новейшей истории России; осознание взаимосвязи идеологических и психологических механизмов, влияющих на общественное сознание в экстремальных условиях военного времени.
Все внешние войны России в ХХ столетии - русско-японская, Первая мировая, Ве-ликая Отечественная и Афганская - показаны в их «человеческом измерении» - глазами непосредственных участников - солдат и офицеров русской и советской армии, через ис-точники личного происхождения, поэтические и фольклорные произведения.
В лекциях рассматриваются задачи и методы военной антропологии; основные ис-точники по ее изучению; война как общественное и историко-психологическое явление; война как пограничная ситуация, героический порыв и паника, психология боя и солдат-ский фатализм, повседневность фронтового быта; проблема выхода из войны и по-сттравматический синдром, феномен потерянного поколения, афганский синдром; осо-бенности психологии рядового и командного состава, родов войск и военных профессий; роль морально-психологического фактора, формирование образа войны и образа врага, символы и мифы войны, особенности исторической памяти о войнах ХХ века, ее место в национальном самосознании и в контексте современной геополитики.
Сегодня, когда молодое поколение знакомо с событиями прошлого, в том числе с военной историей нашей страны в ХХ веке, через псевдоисторическую публицистику, по-литически ангажированные программы СМИ и низкопробные кинематографические про-изведения, претендующие на раскрытие «белых пятен истории», курс лекций «Военно-историческая антропология и психология (на материале российских войн ХХ века)» осо-бенно актуален как в плане учебно-образовательного процесса, так и с позиции патрио-тического воспитания граждан России.