22 сентября в 15.00 в Карельском государственном краеведческом музее состоится мастер-класс «Беседы с музыкантами», в течение которого участники проекта «МЕТРОПОЛИС 2011 – немое кино и живая музыка» расскажут заинтересованной аудитории о своих оригинальных инструментах и методах работы при сочинении музыки для немого кино.
Это будет второе мероприятие проекта в Петрозаводске в рамках российского тура: 21 сентября в 20.40 в кинотеатре «Победа» зрители увидят самую полную версию классической киноутопии «МЕТРОПОЛИС» (1927) немецкого режиссера Фрица Ланга, сопровождаемую оригинальной музыкой уникального международного альянса – группы CLEANING WOMEN (Хельсинки/Финляндия), Ивана Афанасьева (Петрозаводск/Россия), Гудмунда Эстгорда и Насра (Тромсё/Норвегия) в живом исполнении.
Премьера проекта «МЕТРОПОЛИС 2011 – немое кино и живая музыка» с новым звуковым сопровождением классической картины, специально сочинённым российскими, финскими и норвежскими музыкантами, состоялась во время Международного кинофестиваля в Тромсё (TIFF) в январе 2011 года.
Поиск артистов из разных стран для совместного проекта, представляющих разные культуры и работающих в различных жанрах – своего рода вызов, но и также и волнующий опыт. Работа над созданием новой музыки для такого эпохального фильма, как «МЕТРОПОЛИС» сподвигла организаторов найти наиболее открытых и готовых идти на эксперименты музыкантов из Баренцрегиона. Фестиваль TIFF сделал свой выбор и собрал вместе прекрасную команду:
Cleaning Women (Финляндия), в первую очередь, известны своими альтернативными решениям в выборе своих музыкальных инструментов. Вместо традиционных музыкальных магазинов эти «сумасшедшие профессоры» предпочитают мусорные контейнеры и отделы хозяйственных товаров, находясь в поиске «других звуков». И возможно, так оно и должно быть, поскольку их орудиями звукоизвлечения служат струнные инструменты, изготовленные из оборудования прачечной, а ударная установка содержит части как минимум трех стиральных машин.
Иван Афанасьев – музыкант и перформанс-артист из Петрозаводска. Иван создает расплывчатые звуковые коллажи, шумовые петли с расслабленной, релаксивной атмосферой. Его подход далек от традиционного, поскольку он часто использует в своем творчестве такие простейшие и непрофессиональные источники звука как аудиокассеты, диктофоны и игрушки, соединяя их с голосом, перкуссией и педалями эффектов. В данный момент Иван выступает в составе дуэта Love Cult вместе со своей женой Аней Куц. Вместе они занимаются музыкальным лейблом Full of Nothing, который ориентирован на экспериментальную музыку.
Гудмунд Р. Эстгорд (Норвегия) - учитель и музыкант. Он записывал музыку для телевидения, радио, кино и театральных постановок. Участник группы Milestone Refinery в прошлом, он спродюсировал альбом “Citric Love” этого коллектива. Альбом был издан компанией Tuba records в 2004 году. Сегодня Гудмунд занимается своим сольным проектом “Autoband” и участвует в различных коллаборациях, связанных с импровизационной, электронной и рок музыкой. Также Гудмунд участвовал в студийных записях для проекта Kolar Goi и Аннели Дрекер (Bel Canto), и сотрудничал с Гёте Барлинхогом, озвучивая классические картины эпохи немого кино на концертах – «Путешествие на Марс» режиссёра Хольгера-Мадсена (эпическая лента, прототип направления «стимпанк») в 2005 году и «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова в 2007 году.
Насра (Норвегия) - музыкант, представляющая в своем творчестве различные направления современной музыки. Она уверенно чувствует себя в многообразии жанров и средств выразительности, сочетая импровизацию и спонтанность исполнения, связанную с ее образованием и происхождением. Это традиционная африканская перкуссия, дополненная опытом изучения классической и современной музыки. Насра предпочитает работать с музыкантами и артистами, представляющими самые разные направления. Она успешно записывается в студии, а также принимает участие в совместных проектах, сотрудничая с музыкантами из разных стран мира. Насра была участником прошлогоднего проекта «КОНЕЦ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА», связанного с написанием и представлением новой звуковой дорожки к классической немой картине.
Музыканты встретились впервые 13 января этого года в одной из студий звукозаписи города Тромсё. Они все предварительно изучили картину, но никто из них не подготовил музыку для фильма заранее. Обсудив план действий и поделившись идеями, музыканты принялись за сочинение саундтрека. В течение 8 дней шла интенсивная работа над музыкой, вплоть до премьеры, которая состоялась 21 января. Все билеты на представление были распроданы, аудитория в большинстве своем позитивно оценила событие и даже британская газета Daily Telegraph’s уделила особое внимание концерту как самой экстраординарной версии «МЕТРОПОЛИСА» и как самому выдающемуся перформансу на фестивале TIFF 2011.
Этот «МЕТРОПОЛИС», в первую очередь, отличается тем, как музыканты подошли к его звуковому решению. Оригинальное музыкальное сопровождение фильма – это оркестровая музыка, написанная в соответствии с традициями музыки 20 столетия. Музыканты посчитали, что картина заслуживает несколько иное звучание. Новая, отреставрированная версия «МЕТРОПОЛИСА» дает больше простора музыкантам для создания тем, описывающих футуристические сцены, характеры, истории и чувства. Целью музыкантов было придать больше жизни, яркости и реалистичности происходящему на экране – взрывающимся лампочкам, течению воды, сильным хореографическим сценам и так далее при помощи их «индустриального» звучания. Именно секреты создания такого оригинального музыкального сопровождения будут раскрыты в ходе мастер-класса «Беседы с музыкантами».
ДАТЫ ТУРА:
16 сентября: Тромсё, кинотеатр «Verdensteatret» (Фестиваль «Silent film days»)
20 сентября: Москва, КИНОклуб на Винзаводе
21 сентября: Петрозаводск, кинотеатр «Победа»
22 сентября: Петрозаводск, мастер-класс, Карельский государственный краеведческий музей
24 сентября: Архангельск, Ломоносовский Дворец культуры