12-16 сентября 2016 года в рамках межрегионального проекта Дружественные города: городская природная и культурная среда, доступная для людей с ограниченными возможностями (кратко – «Дружественные города»), состоялась ознакомительная поездка в Эстонию и Швецию. Организаторы учебной поездки – Псковская областная общественная организация «Чудской проект» и Центр трансграничного сотрудничества Чудского озера (Эстония).
В ознакомительной поездке приняли участие 14 человек, которые представляли разные организации из Архангельска, Петрозаводска и Пскова: НКО, музеи, проектные организации, органы власти. Петрозаводскую делегацию возглавил директор Национального музея Республики Карелия Михаил Гольденберг. Он выступил с докладом о создании в Национальном музее Карелии безбарьерной среды.
Псковская группа в составе 9 человек включала представителей Псковской региональной благотворительной организации родителей детей-инвалидов «Я и Ты», Центра лечебной педагогики Псковской области, Псковской областной общественной организации «Чудской проект», Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области, Государственного управления образования Псковской области, ООО «Псковгражданпроект» и Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Основная цель поездки – знакомство с европейским опытом создания безбарьерной среды в городских парках, музеях и на объектах туристического показа.
Первым мероприятием поездки стала встреча с вице-мэром г. Тарту Артемом Суворовым, который представил опыт создания доступной среды в г. Тарту. Он, в частности, рассказал о работе по организации доступа к общественным зданиям, примерах установки пандусов, системе велосипедных дорожек и тротуаров, позволяющих попадать в любую точку города, минуя большие транспортные потоки, создании доступной среды на общественном транспорте и об организации социального транспорта для людей с проблемами передвижения. Интересным, по мнению участников, является наличие в муниципальном бюджете такой статьи, как «народный» бюджет. Население через голосование в интернете самостоятельно определяет объект, который нужно в первую очередь профинансировать.
Наглядным примером создания безбарьерной среды в г. Тарту стало посещение нового здания Национального музея Эстонии, открытие которого запланировано на конец сентября 2016 г. Участники посетили ряд экспозиций и оценили работу молодых архитекторов и сотрудников музея по созданию физической и информационной доступности.
В завершении первого дня участники встретились с представителями общества инвалидов Händikäpp, которые рассказали о работе по социальному сопровождению людей с ограниченными возможностями – институте личных помощников.
Последней встречей на территории Эстонии стало посещение Природного центра в Аэгвийду. Директор центра Тина Палтсер рассказала участникам о тематических образовательных программах для школьников и населения, природной тропе, приспособленной для посещения людьми на колясках, информационных кампаниях, проводимых центром совместно с железной дорогой и другими организациями, в том числе в рамках международных проектов.
Программа поездки в Швеции началась со встречи в мэрии г. Стокгольма. Участников приветствовала омбудсмен по делам инвалидов г-жа Риита-Лиина Карлссон. Она рассказала о политике администрации г. Стокгольма в отношении людей с ограниченными возможностями. В частности, она отметила, что в муниципальной программе выделено 7 основных направлений развития, первыми из которых являются физическая и информационная доступность. Это означает, что люди с ограничениями передвижения должны иметь возможность попадать в любое здание города, иногда для этого требуется помощь ассистентов. По ее словам, основная стратегия в этой сфере состоит в том, чтобы не строить объекты старого образца, которые не отвечают принципам доступности, а создавать объекты, учитывая принципы универсального дизайна. Поскольку Стокгольм – старый город, в котором много старинных объектов, то большое внимание уделяется устранению простых препятствий. Помощь в этом вопросе оказывают граждане и общественные организации, которые фиксируют те или иные важные объекты (тротуары, пешеходные переходы, входы в здания), не отвечающие требованиям доступности и размещают информацию на специальном сайте. Для мотивации участия бизнеса, СМИ и общественности в создании безбарьерной среды существует ежегодный конкурс. Г-жа Карлссон отметила интересный факт - победители конкурса становятся еще более активными в создании доступной среды.
Вопросам создания доступности объектов культурного наследия была посвящена встреча в Национальном совете по недвижимости Швеции. Презентацию о работе в сфере доступности представил специалист по культурному наследию, главный архитектор по охране памятников Пер-Андерс Йохансссон. Он рассказал о Плане действий по созданию доступности памятников в Швеции, большинство из которых в прошлом были оборонительными сооружениями, наглядно продемонстрировал основные принципы доступности, используемые в работе: информирование о различных степенях доступности тех или иных объектов, в том числе с помощью карт, использование легко читаемой информации и адаптированных текстов для людей с когнитивными нарушениями, детей и мигрантов, рельефные карты и модели зданий для людей с нарушениями зрения, обустройство дорожек для возможности передвижения на инвалидных колясках и др. Отвечая на вопросы участников поездки, он особо отметил, что при создании доступности важно не нанести вред самим памятникам культурного и исторического наследия. При этом, в ряде вопросов нет четких критериев (материал дорожек, цвет ограничительных полос) и часто решения принимаются индивидуально, исходя из особенностей того или иного объекта. При этом важно, заключил П.-А. Йохансссон, не нанести вред эстетическому восприятию того или иного архитектурного объекта.
В заключения 1-го дня пребывания в г. Стокгольме участники посетили Фонд Inuti, работающий в сфере занятости артистически одаренных людей с ограниченными возможностями, познакомились с организацией и методами работы по продвижению творчества одаренных людей с ментальными нарушениями, посетили творческие мастерские.
Программа поездки в г. Стокгольме завершилась посещением Музея Стокгольмского округа, далеко не самого большого и богатого музея по меркам Швеции. При этом менеджер музея г-н Ингвар Лундквист назвал реализацию принципов доступности в качестве базовой потребности для музея. Дело в том, что музей в своей работе ориентируется на людей с нарушениями слуха. Музей оснащен специальным оборудованием для усиления звука. Важную роль в работе музея играет также домашняя страница. Большая часть работы ведется в стенах и вне здания музея: например, проводятся тематические краеведческие занятия для школьников.
Завершилась программа ознакомительной поездки посещением Ботанического сада и музея Карла Линнея в г. Уппсала. Участники познакомились с экспозицией музея, провели дискуссию по вопросам доступности с гидом по музею Изабель Олевалл. Рассказывая о музее, она отметила, что его основная идея – нахождение золотой середины между созданием доступности и сохранением наследия К. Линнея. Основной упор сделан на организацию физической доступности, доступности информации для слабовидящих и людей с нарушениями слуха, а также на разработку адаптированных экскурсий для различных групп с нарушениями. Обсуждая тему невозможности посещения 2-го этажа исторического здания музея для людей с проблемами передвижения, один из участников поездки предложил организовать видеотрансляции экскурсий, проводимых на 2-м этаже здания. И. Олевалл подхватила эту идею и обещала подумать над возможностью ее реализации в будущем.
По мнению участников, знакомство с европейским опытом даст положительный импульс российским организациям для анализа и внедрения принципов доступности на местах.
Проект «Дружественные города» реализуется Псковской областной общественной организацией «Чудской проект», Псковской областной благотворительной общественной организацией «Общество родителей детей с аутизмом «Я и Ты», Центром трансграничного сотрудничества Чудского озера (Эстония) и со-финансируется ЕС.
Проект стартовал 1 января 2016 года, продолжительность – 30 месяцев.