|
|
|
|
|
Тип: Предметы археологии Датировка: Неолит (IV–III тыс. до н. э.) Место создания: Обнаружено в г. Петрозаводске Материал: глина Техника: Ручная обработка Размеры: 2,5 х 2 х 1,2 см Фонд: Археология Номер: КГМ-52389/689 |
|
|
|
|
Скульптурка «змея»
Древний погребальный амулет в виде змеи.
Одна из трех глиняных фигурок, найденных на стоянке Пески IVа (Петрозаводск) в 2002 г. (А.М. Жульников), две из них изображали змею.
Фигурка (на фото) изображает змею, свернувшуюся в виде спирали. Образ змеи достаточно часто встречается в древней скульптуре и на петроглифах Северной Европы. Это свидетельствует о том, что змея у древних жителей была одним из важнейших персонажей в системе представлений о мире. Змея воспринималась первобытными людьми как представитель подземного мира, где располагался мир мертвых. Мистический взгляд на змей, способных сбрасывать кожу и, следовательно, перерождаться, во многом породили представления об умирании и воскрешении и воплощении его в других существах. По данным этнографии народов Севера охотники и рыболовы стремились задобрить змею, медведя, лебедя, иных животных, так как видели в них надежных покровителей, обладающих могущественной силой.
Глиняные фигурки, в отличие от амулетов-подвесок из кости и камня, использовались в обрядах, связанных с почитанием мертвых. Этот культ выражался в стремлении получить расположение умерших родственников, неудовольствие которых, по древним представлениям, могло иметь самые страшные последствия. Путем различных магических действий, ритуальных церемоний, шествий человек прибегал к амулетам, приносил дары умершим и ждал в качестве награды покровительства и защиты в любых обстоятельствах. Змея в этой связи могла восприниматься как своеобразный посредник между миром живых и миром мертвых. |