Русский English
Нациoнальный музей Республики Карелия ПРИРОДА АРХЕОЛОГИЯ ИСТОРИЯ ФОЛЬКЛОР ЭТНОГРАФИЯ
Фонды

Новые поступления в фонды

База музейных предметов

Виртуальная выставка «Сталинград»

Военные вещи рассказывают

Электронные каталоги

Группа музея ВКонтакте
Подписаться на новости

Артефакт – гид по музеям России Купить билет Пушкинская карта Филиал НМРК в Шелтозеро Филиал НМРК Марциальные воды Филиал НМРК Музей Карельского фронта Объясняем.РФ Независимая оценка качества услуг НМРК Конференция "Материальное и нематериальное наследие петровской эпохи на Русском Севере" Официальный сайт для размещения информации о государственных учреждениях Министерство культуры Республики Карелия Национальный проект «Культура» Государственные услуги Национальный музей Республики Карелия: отзывы путешественников

На главную страницу  > Фондовые коллекции > База музейных предметов
 
Скульптурка «змея» (IV–III тыс. до н. э.)

Тип: Предметы археологии
Датировка: Неолит (IV–III тыс. до н. э.)
Место создания: Обнаружено в г. Петрозаводске
Материал: глина
Техника: Ручная обработка
Размеры: 2,5 х 2 х 1,2 см
Фонд: Археология
Номер: КГМ-52389/689
Скульптурка «змея»

Древний погребальный амулет в виде змеи.

Одна из трех глиняных фигурок, найденных на стоянке Пески IVа (Петрозаводск) в 2002 г. (А.М. Жульников), две из них изображали змею.
Фигурка (на фото) изображает змею, свернувшуюся в виде спирали. Образ змеи достаточно часто встречается в древней скульптуре и на петроглифах Северной Европы. Это свидетельствует о том, что змея у древних жителей была одним из важнейших персонажей в системе представлений о мире. Змея воспринималась первобытными людьми как представитель подземного мира, где располагался мир мертвых. Мистический взгляд на змей, способных сбрасывать кожу и, следовательно, перерождаться, во многом породили представления об умирании и воскрешении и воплощении его в других существах. По данным этнографии народов Севера охотники и рыболовы стремились задобрить змею, медведя, лебедя, иных животных, так как видели в них надежных покровителей, обладающих могущественной силой.
Глиняные фигурки, в отличие от амулетов-подвесок из кости и камня, использовались в обрядах, связанных с почитанием мертвых. Этот культ выражался в стремлении получить расположение умерших родственников, неудовольствие которых, по древним представлениям, могло иметь самые страшные последствия. Путем различных магических действий, ритуальных церемоний, шествий человек прибегал к амулетам, приносил дары умершим и ждал в качестве награды покровительства и защиты в любых обстоятельствах. Змея в этой связи могла восприниматься как своеобразный посредник между миром живых и миром мертвых.




Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Контакты
185035, Республика Карелия, г.Петрозаводск, пл.Ленина, 1
e-mail: nmrk_karelia@mail.ru
Тел.: (8142) 55 96 55
Создание сайта:  WebLab
Культура.рф  Музеи России 
-->
Яндекс.Метрика
©  Национальный музей Республики Карелия
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.
-->