Музей Карелии на путях обновления

Гольденберг М.Л.,
директор Национального музея РК,
кандидат педагогических наук

Карельский государственный краеведческий музей встречает свое 140-летие. Славная дата подтверждает то, что он является одним из самых старинных региональных музеев России.
Музей – хранитель времени. Возраст музея капитализируется в ценность его коллекции. Музей - транслятор времени. Музей – институция нашей памяти. Музей - место духовной встречи разных поколений. Музей – «времен связующая нить», которая превращает население региона в народ.
Портрет основателя музея Карелии – губернатора Григория Григорьевича Григорьева, занял свое достойное место в зале Благородного собрания музея 16 июня 2011 года – в день 140-летия подписания приказа о его создании.
За почти полуторавекой путь музей пережил три российские цивилизации: имперскую, советскую и последние 20 лет – на путях обновленной России. Все эти годы он выполнял свою главную миссию – сохранять материальное и духовное наследие края.
В начале 90-х у Краеведческого музея появился шанс заявить о себе с новой силой. Власти приняли решение вывести музей из здания заводской церкви и вернуть его на площадь Ленина. Причем музею передавался весь архитектурный комплекс на Круглой площади. Переезд, обустройство фондохранилищ и реставрационных мастерских, открытие новых экспозиций потребовали больших напряжений сил коллектива. Опять пришлось внедряться в приспособленные помещения и создавать элементарные условия для хранения коллекции. Но у КГКМ появилась перспектива расположиться в памятнике федерального значения, который сам стал главным экспонатом коллекции.
Был создан творческий коллектив, который начал работу над новой постоянной экспозицией будущего современного музея с почти полувековой историей. А с 1998 года началась реконструкция и реставрация здания губернаторского дома, в котором и предполагалось расположить визитную карточку Карелии – постоянную экспозицию. Работы осуществлял институт «Карелпроект» - архитектор Е.Е.Ициксон и строительная компания «Век» - гендиректор Е.М.Воскобойников.
По масштабам и сложности работы носили беспрецедентный характер. Необходимо было найти компромисс между архитектурной реставрацией, строительной реконструкцией и приспособлением помещений под музейные нужды. Здание пережило многие исторические штормы, часто меняло хозяев и находилось в ужасном состоянии. Стены пришлось лечить около 10 лет, вырыты были новые подвалы, была осуществлена полная замена коммуникаций. Параллельно музейщики разработали концепцию, тематико-экспозиционный план, эскизный проект постоянной выставки. Реставраторы и фондовики готовили отобранные экспозиционерами вещи к показу. Мобилизован был весь коллектив. Особо хочется отметить тех, кто прошел этот нелегкий путь - заместителя директора Кузнецова Д.Н., научных сотрудников Логвиненко Е.С., Степанову И.Б., Терешкина А.А., Титова С.М., Серко И.В., Бердашеву Т.В., Савченко И.В., Шахновича М.М., реставраторов Зотову Н.В., Крылова А.В., Лайдинена Э.Р., Литвин Н.В. В создании экспозиции принимали участие московские музейщики во главе с лауреатом государственной премии России Соколовой О.А. и петербургские дизайнеры во главе с Михайловой Е.В. Большую часть экспозиции осуществили мастера из карельского «Артнаволока» во главе с Пермяковым Ю.В., которому за эту работу присуждена премия «Сампо».
В эти долгие годы реконструкции и реставрации музей не прекращал своей работы, осуществляя весь спектр миссий: хранительскую, выставочную, научную, педагогическую и социальную. Коллективу пришлось 17 лет работать в условиях временных выставок и многие из них вошли в историю музея: «На пороге древнего мироздания», «Взгляд из 20-х», «К 90-летию Мурманской железной дороги», «Карельский фронт. Перед атакой» и многие другие. К 90-летию Республики Карелия в музее был осуществлен марафон совместных выставок всех муниципальных музеев и КГКМ.
В 2006 году после известных событий в Эрмитаже была создана комиссия по проверке музейного фонда России во главе с тогда вице-премьером Правительства России Д.А.Медведевым. Краеведческий музей дважды проверялся комиссиями на предмет соответствия учета и хранения предметов. Солидный возраст музея и богатая коллекция, насчитывающая почти 220 тысяч единиц хранения, поставили музей в ходе проверки в один ряд с крупнейшими музеями России. В результате проверок родились акты предписаний, неукоснительное выполнение которых привело к титаническим усилиям хранителей. И все это на фоне реконструкции и реставрации, в ходе создания постоянной экспозиции! Музей с честью справился с этой нелегкой, но важной задачей.
Заместитель директора музея Михайлова И.К., заведующие отделами фондов и учета Сенченко Т.А. и Белова М.Ф. со всеми хранителями провели большую работу по наведению порядка в учете и хранении предметов. Силами работников музея подобные проверки были проведены и в муниципальных музеях Карелии. Этим музеям как методический центр КГКМ оказывает непрерывное внимание. В структуре музея работают два филиала: Шелтозерский вепсский этнографический музей и музей первого курорта России Марциальные воды. Вепсскому музею в прошлом году присвоено имя его основателя Рюрика Лонина и проведены первые Лонинские чтения, с участием известных ученых, музейных работников и педагогов.
За последние годы усилилась фондовая работа по комплектованию коллекции. Летом 2009 года в музей из Пудожского района были доставлены еще 2 камня с наскальными рисунками – петроглифами. В сочетании со старым камнем, почти 20-метровым панно фотографа Игоря Георгиевского, они составили новый зал петроглифов в структуре постоянной экспозиции.
Петрозаводчанка педагог-лингвист Валентина Тадеушевна Двинская безвозмездно сдала в музей вещи семьи Варзугиных, которые стали украшением «квартир» обывателей XIX века в постоянной экспозиции. Людмила Васильевна Федорова – сотрудник КГКМ передала в музей ценнейшие этнографические раритеты из Заонежья. Музей будет хранить их вечно. Вещи, попавшие в музей, имеют счастливую судьбу, и людей понимающих это становится больше. В 2010 году в музее прошла народная выставка «Польский след в истории Карелии». Члены общества польской культуры откликнулись на обращение и принесли в музей документы, предметы, фотографии, связанные с Польшей. Сам музей только поддержал коллекцию десятком предметов. Опытный научный сотрудник КГКМ Данков М.Ю. выстроил из собранной коллекции очень удачную выставку. Был издан буклет выставки. Вся работа шла в контакте и помощи Генерального консула Польши в С-Петербурге Ярослава Дрозда. В феврале 2011 года эта выставка при полном аншлаге открылась в Государственном музее политической истории в С-Петербурге. Музей много работает с различными культурными, национальными и религиозными обществами, землячествами, превращаясь в этнокультурный центр нашего края.
В 2006 году музей был принят в Союз музеев России и Международный совет музеев ICOM. В декабре 2008 года в музее прошло выездное заседание президиума ICOM. Материалы о работе музея публиковались на страницах журналов «Музей» и «Мир музея», демонстрировались неоднократно на телеканале «Культура», музей еженедельно на канале «Ника +» готовит 25-минутные программы, активно сотрудничает с Карельским радио и другими СМИ. Десятки тысяч пользователей сети Интернет посещают обновленный сайт музея. Музей служит людям, обретает значимость и востребованность в обществе.
С другой стороны, он помогает всем народам, живущим в современной Карелии узнать ее природно-климатические особенности, обычаи, традиции, исторические своеобразия. Наш край всегда был пограничным форпостом, перекрестком для встреч различных этносов, ареной мультикультурности. Именно на нашей земле решались многие судьбоносные вечные вопросы России.
Эти концептуальные установки легли в основу создания постоянной экспозиции. Задача стояла не только воссоздать визитную карточку Карелии, но и показать ее роль судьбе России, найдя универсальные и индивидуальные черты. Здесь надо было соблюсти научный, экспозиционный и просто рациональный такт, чтобы не свалиться в колею «уникальной» исключительности, но в то же время, показать своеобразное лицо края, его природные свойства и историко-культурные особенности. Нельзя было допустить и флюсов, то есть перекосов в подаче материала, связанных с научными интересами самих экспозиционеров. Конечно, постоянная экспозиция – не учебник истории края: ее содержание во многом зависит от наличия в коллекции тех или иных предметов. Хотя в проектировании постоянной экспозиции действовал принцип разнообразия эмоционального воздействия на зрителя. При приоритете подлинников, предусматривались макеты, новоделы, исторические и этнографические реконструкции, манекены, интерактивные изделия, которые можно трогать руками.
В экспозиции есть и блок современных электронных средств: телеэкраны с мультимедийными программами, электронные киоски с дополнительной информацией, аудиогиды.
Современный музей должен опираться на личностно-деятельностный подход к посетителю. Он должен не только слушать экскурсовода, но и сам погрузиться в эпоху. С этой целью созданы три класса для сюжетно-ролевых игр: «В гостях у древнего племени», «Лабиринт» и «Мы – корела!». Экскурсионно-туристический отдел во главе с Щербак М.В. ищет продуктивные современные формы работы с посетителями. За последнее время значительно расширилась тематика театрализованных экскурсий. КГКМ – один из организаторов конкурса «Краевед Карелии».
Современный музей – важный туристический объект, предоставляющий широкий спектр услуг. В музее появилось уютное кафе, лифт и пандус для маломобильных посетителей, музейный магазин, в котором можно приобрести сувениры.
В день 90-летия Карелии 8 июня 2010 года Карельский государственный краеведческий музей открыл первую очередь своей постоянной экспозиции. Это был замечательный театрализованный праздник на Круглой площади. Музей вернулся в здание, в котором родился 140 лет назад, обновленным, наполненным современным оборудованием. В 2011 году вступила в строй вторая очередь залов постоянной экспозиции. В столице Карелии появился новый культурно-туристический объект
Музей активизировал работу с посетителями: в музее проведены педсоветы школ, заседания кафедр историков, культурологов, филологов, научные советы факультетов, заседание ректората Карельской педакадемии. В музее состоялись ученые советы научных институтов КНЦ РАН, часто бывают общественные организации, культурные общества.
У музея целый ряд интересных исследовательских проектов с ПетрГУ и КГПА, Русским географическим обществом, которые помогут каталогизировать фонды музея с применением электронных технологий. Многогранна и деятельность музея с зарубежными коллегами.
В 2010 году музей был награжден почетной медалью Президента России за активную работу с молодежью к 65-летию Победы. Впервые в мае 2011 года успешно прошла европейская акция «Ночь музеев». В июле 2011 года в музее успешно работала секция Международного конгресса антропологов и этнографов. Самое важное – музей превращается в культурный, исторический, туристический, образовательный, общественный центр. Появились реальные перспективы, отраженные в Концепции развития музея до 2020 года и принятые на коллегии министерства культуры. В июне 2011 года жюри VIII грантового конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире" признало Карельский государственный краеведческий музей победителем в номинации "Музей и новые образовательные программы" с проектом "Tervhen tulda vepsan male" - "В гости к вепсам". Руководитель проекта: Анхимова Анна Ивановна, заведующая информационным отделом КГКМ, председатель КРОО Союз вепсской молодежи Карелии Вепсан Везад.
Сроки реализации проекта: с сентября 2011 по сентябрь 2012 гг.
Кадровый потенциал музея богат, но думая о будущем, КГКМ совместно с КГПА в 2011 году осуществил первый выпуск студентов историко-филилогического факультета со специализацией «музейное дело». Ряд выпускников нашли свое применение в музейной сети Карелии.
Зернышко, посеянное 140 лет назад Олонецким губернатором Григорием Григорьевым, проросло могучим древом времен. У коллектива есть силы, вера и решимость преодолеть все трудности созидания, выполнить главную миссию музея – сохранить национальное достояние для будущего.