Логвиненко Е.C.
н.с. Национального музея РК,
г.Петрозаводск, Республика Карелия
Национальный музей Республики Карелия имеет немалый опыт создания мультимедийных программ, призванных популяризовать наследие края. В 2007 году появилась идея создания программы, основанной на этнографическом материале, которым так богата Карелия, край, где на протяжении веков бок о бок проживали карелы, русские, вепсы. В 2010 году в рамках подготовки постоянной экспозиции было решено создать подобную программу для этнографического раздела.
Первоначально программа предполагала более разнообразный сценарий, чем получилось в итоге, так вследствие ограниченности финансирования авторы отказались от создания мультимедийной карты, которая бы наглядно показала места проживания различных этнических групп Карелии и особенности декоративно-прикладного искусства. Было решено компенсировать эту идею показом непосредственно на экспозиции с помощью подлинного предметного ряда и плоскостного материала.
Итак, в течение 2010-11 годов совместно с компанией «Интерсо» была подготовлена программа под названием «Увлекательная этнография». В 2011 году ее установили на один из сенсорных киосков в фойе музея и ежедневно можно наблюдать приятный авторам детский ажиотаж возле этого киоска. Свое непосредственное место программа должна занять в 2012 году на выставке, посвященной декоративно-прикладному искусству Карелии (рабочее название «Северная кадриль»).
Программа в занимательной форме знакомит посетителя с обычаями и обрядами северного крестьянства. Заставка программы содержит все основные разделы, шесть игровых зон: карельский дом-усадьба, лес, поле, озеро, карсикко, семья.
Главные пять зон «Лес», «Поле», «Озеро», «Сосна-карсикко» и «Семья» предполагают последовательные ответы на вопросы каждого раздела. Это тестовая система, которая позволяет осуществить переход на следующий вопрос только при правильном ответе на предыдущий.
Своеобразными проводниками в крестьянском мире, полном забытых в наше время обычаев, служит гостеприимная карельская семья: бабушка Парасковья (Paro), большак Егор (Jürgi) и большуха Матрена (Matro), старшая дочь Анна (Anni), сын Андрей (Ondrei) и дочь Акулина (Okku), младенец Настя (Nasto). Мы говорим «карельская семья», подразумевая некий собирательный образ семьи, которую можно представить как действительно карельскую по этническому признаку (к этому нас отсылает представленная карельская форма имен), русскую или смешанную, русско-карельскую, билингвальную, что не было редкостью в северной деревне.
В разделе «Семья» пользователю предлагается ответить на вопросы, связанные с особенностями воспитания детей, свадебной обрядностью, мужскими и женскими домашними занятиями, одеждой, пищей.
В заданиях использованы изображения предметов фондового собрания Национального музея Республики Карелия, которые в большинстве случаев имеют подписи на трех языках: русском, карельском и вепсском.
Раздел «Поле» раскрывает сельскохозяйственную тематику (сенокос, обработка льна); «Лес» рассказывает об охоте, подсечном земледелии, пастушестве; «Озеро» - о рыболовстве. Раздел «Карсикко» посвящен языческому миру духов, оберегам и поверьям, с ними связанными.
Игра содержит 260 вопросов. В их числе есть и карельские приметы, и загадки.
Последняя игровая зона, отличающаяся от вышеперечисленных, называется «Дом». Пользователю необходимо расставить предметы в интерьере крестьянской избы. В нижней части экрана вынесены предметы, которые ожидают своего места в еще пустом помещении.
Для Национального музея, который за последние пять лет создал около 15 мультимедийных проектов, подобная программа, основанная на принципе тестирования, является первым, несомненно интересным опытом. И как показал этот опыт, пользуется неизменным спросом у посетителей всех возрастов.
Multimedia program “Entertaining ethnography”
Ekaterina Logvinenko
Multimedia program “Entertaining ethnography”, based on ethnographical materials, was created by National Museum of the Republic of Karelia in 2011. It was made for the ethnographical part of permanent exhibition of museum. The program introduces the customs and traditions of northern peasants. It has six play areas: karelian house, forest, field, lake, karsikko and family. Five of them involve testing on topics of customs, agriculture, hunting, fishing. The sixth proposes to place the objects in the interior of the hut. There are used images of objects the museum's collection in the tasks.