Особенности экспозиции литературно-этнографического музея в дер. Хайколя

Степанов М.А.,
директор Фонда Ортьё Степанова
Степанова О. Н.,
руководитель экспозиции
литературно-этнографического музея
дер.Хайколя, Калевальский р-н, Республика Карелия


Одна из задач «Фонда Ортьё Степанова» это популяризация произведений писателей родившихся в Калевальском крае. Николай Яккола, Антти Тимонен, Яякко Ругоев, Пекка Пертту, Николой Лайне и конечно Ортьё Степанов. И каждый в своём творчестве неоднократно с особой любовью вспоминал родные места, описывал соседей по деревне, использовал те пословицы и поговорки, услышанные когда-то давным-давно ещё в детстве.
Уроженец деревни Хайколя О.Степанов на протяжении почти тридцати лет собирал материалы для задуманного еще в середине 50-х годов большого повествования о жизни своих сородичей в 20 веке. Поиски привели к серии романов под общим названием «Родичи». Многие черты героев романов и их судьбы зарисованы с жителей деревни Хайколя. Некоторые из них с вымышленными именами, а многим для большей достоверности он оставил свои.
Нами же было задумано показать деревенскую архитектуру и быт живших здесь прототипов героев, используя произведения писателя.
Для этого, в нежилой уже деревне на островной его части, в родовом доме писателя для желающих проводили беседы, встречи знакомя с фактами биографии Ортьё Степанова, а так же с его творчеством. На общественных началах привлекая местных жителей, отремонтировали разрушающийся дом. В 2003 году в его помещении был открыт музей Онттон Тало. По нашей инициативе был создан в 2004 году Фонд Ортьё Степанова при участии Маркку Ниеминена и Марата Тарасова. Обратились для разработки проекта воссоздания деревни Хайколя к специалистам Института народного зодчества ПетрГУ под руководством академика Орфинского В.П.. По проекту были воссозданы три жилых дома-комплекса, и утраченные постройки. Именно в них и расположились выставки. Общая площадь выставок в 2011 году составила 400 кв. метров. В числе их: литературно-мемориальный музей О.Степанова, музей быта северных карел «Онттон Тало», дом Кузьмы Кузьмина (в его хозяйственной части устроен концертно-выставочный зал), дом «Охвон тало». Был реставрирован 300 летний амбар Степанова. В результате мы приблизились к историческому облику деревни Хайколя, описанного в романе. У нас нет табличек и указателей, всю информацию предлагает экскурсовод. В любое время желающий может просмотреть наши экспозиции. Мы доказали свою необходимость. Ранее сомневавшиеся жители соседних деревень с гордостью привозят своих гостей.

И как правило заканчивается наше путешествие в сенях дома Охвон тало. Мы подготовили здесь экспозицию «Своя ноша не тянет». И это неудивительно: ведь все, кто был в этот момент на экскурсии, имеют при себе хоть какое-нибудь приспособление, в котором находятся документы, личные вещи, и эта ноша в современных условиях не очень-то их отягощает. А каково было нашим предкам? Как справлялись они со своими котомками, корзинками, мешками даже при условии, что своя ноша не тянет?
Чтобы ответить на этот вопрос недостаточно взгляда со второго этажа сарая, где только что посетители побывали в роли рыболова-любителя. Хотя надо сказать что и этот вид притягивает внимание, взгляду открывается сцена, а на ней различные сундуки, кошели, чемоданы, корзины. Очень хочется дотронуться, примерить, испытать. Но все по-порядку - у нас в первую очередь музей литературный и давайте пофантазируем, представим героев романа О.Степанова среди этих вещей. Это конечно старик Онтто, глава не только рода Хирсолы, но и центральная фигура романа и ему принадлежат все ключи от наших сундуков. Но ни с кем не делится он своей властью над ними. Это все по задумке автора, только после смерти удалось заглянуть в их тайны.
«Оставшись одна Мелание торопливо открыла сундучок и поразилась: он был доверху набит какими-старыми тряпками. Зачем они старику? Однако из-за этого старья Онтто не стал бы запирать сундук на ключ, подумала Мелание. Свечи и смола должны находится в сундучке, и Мелание принялась вытаскивать на полок все содержимое. На дне нашлось несколько добротных кусков кожи, катушки с нитками, мешочки с серебряными деньгами и сшитая по краям беличья шкурка, в которую была запихана пачка тридцатирублевок. При этой неожиданной находке у Мелание даже пот на лбу проступил. Она быстро спрятала шкурку с деньгами на груди» Якко Ремшуев.

Но наши сундуки открыты для всех и каждый может посмотреть, что приготовила на выданье невеста: там и подарки для будущих родственников с любовью сотканные домотканые рубашки полотенца, пояса-обереги для жениха, различные подзоры и салфетки и много еще интересного.
Трудно было найти человека в деревне кто не смог бы соорудить себе корзину, так необходимую в хозяйстве в повседневной жизни. И рыбу приносили в ней и с поля картошку, да и в лес с ней удобно сбегать.
Так и наш герой романа Максима, решил не уезжать из лесу пока не заготовит дранку для пятидесяти корзин.

«Даже сегодня в воскресенье он вынужден идти в лес за дранкой, потом дни и ночи плести корзины, чтобы было в чем проращивать колхозный картофель. По опыту он знал, что можно лишится половины урожая, если высадить не пророщенные клубни» Максима сын Прокко.

Корзины, выставленные в сенях, изготовлены разными мастерами и в разные времена, но их объединяет одно: с любой из них можно путешествовать и в лесу и на озере, потому что со временем они не утратили своей привлекательности.
Береста шла не только на изготовления корзинок, но из нее мастерили кошели, так часто применяемые для переноски товаров, продуктов, заготовок, ягод и грибов. Они уже хорошо поработали для нужд человека, и нашли место в нашей экспозиции.
Но и нельзя не сказать о чемоданах, еще многие помнят фанерные чемоданчики. На их смену пришли фибровые. Мы объединили их под вывеской: «а ну-ка забери свой чемоданчик» и поместили в каждый из них сюрприз.
Часть из этих вещей сопровождала по жизни автора романа О.Степанова в его путешествиях.
Литературовед Элли Алто о произведении «Родичи» писала: «В своем стремлении запечатлеть приметы уходящего крестьянского мира он черпает вдохновение у сказителей прошлого, повествовавших в своих эпических песнях о жизни народных героев с неспешным перечислением деталей и подробностей, которые представлялись одинаково важными и необходимыми».
А нам остается все это сохранить, показать и рассказать. Ведь мы все понимаем: невозможно воскресить уклад традиционной деревни, но сохранить память о ней необходимо.