Петроглифы Канозера – от их открытия сотрудниками музея Ловозерского Гока (п.Ревда) до создания музея «Петроглифы Канозера»

Лихачёв В.А.,
эксперт по сохранению природно-культурного наследия
Кольского центра охраны дикой природы,
г. Апатиты, Мурманская обл-ть


Я хочу рассказать о скромном музее в посёлке Ревда, Мурманской области – сотрудниками и волонтёрами которого в 1997 году было сделано крупное археологическое открытие на Кольском полуострове – Петроглифы Канозера. В этом году вышла моя книга «Петроглифы Канозера», в которой изложена предлагаемая здесь вашему вниманию история…
Но несколько слов о самом музее:

Посёлок Ревда расположен у подножия Ловозерских тундр (по саамски Луяврурт) – в центре которых находится ныне знаменитое Сейдозеро – одна из широко раскручиваемых туристических достопримечательностей Северо-Запада России.

В 1988 году Ловозерский горно-обогатительный комбинат поддержал деятельность краеведа Александра Борисовича Комарова, руководителя детско-юношеского клуба поиск, и выделил средства и помещение для создания музея где разместились экспонаты, собранные в экспедициях клуба по Ловозерскому району…
Задачей музея стало отображение истории изучения и освоения северо-востока Кольского полуострова, природного разнообразия этого района, конечно в первую очередь это касается Ловозерских тундр.

Экспозиция музея рассказывает о первых исследованиях Хибинских и Ловозерских тундр экспедициями В. Рамзая, о знаменитой «Хибинской эпопее» под руководством академика А. Е. Ферсмана. Отдельный стенд посвящен дальнейшему геологическому изучению и строительству первого горного предприятия в Ловозерских тундрах, приемником которого стал впоследствии Ловозерский ГОК.
Не обойден вниманием и такой значительный период в истории России, как времена Сталинских репрессий. С конца тридцатых годов по начало пятидесятых посредством Гулаговских лагерей велось строительство дороги, которая должна была пересечь Кольский полуостров на восток, и тем самым открыть путь к богатейшему месторождению кианитовых сланцев Кейв (Возвышенности в центральной части полуострова). Об этом рассказывает отдельная экспозиция.

Имеются в музее экспозиции посвящённые культуре и быту саамов и поморов, великой отечественной войне (в частности материалы по погибшим лётчикам на территории Ловозерского района), зал посвящённый животному миру.
Отдельного внимания заслуживает крупная коллекция минералов региона. Минералогическая коллекция музея насчитывает около 500 образцов, которыми представлено свыше 100 минеральных видов Ловозерских и Хибинских тундр, Западных Кейв и других интересных геологических объектов Северо-востока Кольского полуострова. Многие образцы в разное время были переданы музею учеными, геологами и коллекционерами-любителями. Так, например коллекция редких минералов Ловозерских тундр создавалась при непосредственном участии известных ученых-минералогов как А.П. Хомякова и И.В.Пекова.

В конце 90-х годов вокруг музея сформировалась группа энтузиастов, помогающая его сотрудникам в экспедициях.

В 1997 году краеведческим музеем поселка Ревда была организована экспедиция – сплав на спасательном плоту ПСН-10 по реке Умба. 5-го июля, на четвертый день пути, участники экспедиции достигли озера Канозеро, расположенного в среднем течении реки Умба. Преодолев четыре километра на веслах против сильного встречного ветра, ребята остановились отдохнуть и переждать ветер на скалистом острове, который обозначен в туристских лоциях как остров Каменный . На скалах острова внимание участника экспедиции Юрия Иванова привлекли надписи туристов. Ю.Иванов: «Сколько людей здесь побывало из разных городов! Захотелось найти самую старую надпись. …среди иголок, какого-то мусора заметил теневые темные пятна. Начал расчищать, показалось изображение лодки с гребцами, рядом еще одно, олень. Первая мысль – может быть это что-то древнее. Раньше видел рисунки в Чальмны-Варре, на Поное, много читал об этом в книгах. Хотя доля сомнения, конечно, была: как это, на таком острове, где так много современных надписей, может быть что-то древнее? Сразу решил сообщить ребятам. Подошли, посмотрели: да, что-то есть… лодки, олень… Может быть древнее. Все, конечно, даже я, отнеслись к этому как к какой-то шутке туристической. На всякий случай мы решили сфотографировать эти рисунки, сняли их на видео, чтобы показать затем специалистам» (Лихачев, 2001: 7).
Всего в тот раз было найдено четыре рисунка . В октябре того же года сотрудники Ревдинского музея провели еще один экспедиционный выезд на Канозеро. Чтобы развеять сомнения, было решено добыть свидетельства древности найденных петроглифов, сделать их копии и поискать другие. На Каменном острове были сделаны фотографии лишайников растущих на поверхности нескольких наскальных рисунков. По возвращении снимки были показаны специалистам Полярно-Альпийского Ботанического Сада-Института КНЦ РАН (Апатиты). Лихенологи определили, что возраст лишайника покрывающего один из петроглифов не менее ста лет(!). Таким образом, было доказано, что петроглифы не являются современной фальсификацией.
Во время осенней поездки 1997 года, несмотря на пасмурную погоду и плохое освещение, рядом с уже известными находками было найдено еще 5 рисунков, группа получила название Каменный 1. Была так же найдена новая группа Каменный 2, состоящая из 2-х изображений на отдельном валуне. Находок могло бы быть больше, если бы не внезапно выпавший снег, который укрыл скалы других островов. Но даже эти скромные находки показали, что здесь может быть еще много рисунков. Честно говоря, в то время сложно было предположить, что через 10 лет количество петроглифов возрастет в сотни раз.
Первые фотографии Канозерских петроглифов были показаны археологу из Санкт-Петербурга Владимиру Шумкину . Вместе с ним находку оценил выдающийся исследователь наскального искусства профессор Санкт-Петербургского университета Абрам Столяр .
Изучая фотографии изображений, исследователи сразу уловили в стилистике рисунков продолжение Беломорской традиции наскального искусства (Залавруга, Карелия), но в тоже время отметили и местный колорит изображений. Специалистами захотелось поскорее побывать на месте.
Первая информация о находке и некоторые изображения были опубликованы в региональной прессе. В феврале 1998 года в газете «Мурманский вестник» вышла статья «Рисункам над Умбой тысячи лет» (Лихачев, 1998а: 3) и в газете «Ловозерская правда», статья «Время врезанное в камни» (Лихачев, 1998б: 4). По Мурманскому телевидению в программе «Земляки» примерно в это же время проходит сюжет об открытии петроглифов и осенней экспедиции к ним.
В июне 1998 года археолог Владимир Шумкин вошел в состав экспедиции Ревдинского краеведческого музея на Канозеро . Под руководством эксперта новые открытия не замедлили себя ждать – за две недели было выявлено около 250 рисунков в 8 скоплениях, на трех островах и одном скальном выходе (получившем название «скала Одинокая»). Подлинность и древность петроглифов была неопровержимо доказана. Делались графитные копии наскальных изображений, фотографии, составлялись карты островов. Исследователи работали по 15 часов в сутки, с островов уходили поздней ночью, благо на Севере летом ночи светлые. Постоянные находки будоражили всех участников экспедиции, все пребывали в легкой эйфории и каждый день торжественно отмечали новые необыкновенные находки.
Осенью 1998 года информация о Канозерских петроглифах начала свое «шествие» по международным симпозиумам и конференциям. Небольшая фотовыставка и видеофильм были представлены на международном симпозиуме ACRA II (The Alta Conference on Rock Art "Theoretical Perspectives in Rock Art Research" ), 2-6 Сентября, 1998, Альта (Норвегия). А затем на международной конференции в Петрозаводске посвященной 150 годовщине открытия Онежских петроглифов . В 1999 году появилась первая публикация о находке петроглифов Канозера на английском языке .
Июнь 1999 года – открытие первого изображения из группы Каменный 7 . «Бараний лоб», почти полностью закрытый дерном, привлек внимание, когда на нем обнажился участок скалы из под туристской тропы. В месте где на тропе был сбит дерн стало хорошо заметно изображение лося, позднее при расчистке изображения стало понятно, что это часть уникальной сцены охоты с лодки на лосей.
…..

Находка петроглифов вызвала большой общественный резонанс.
В 2001 году сотрудниками Ревдинского краеведческого музея совместно с телекомпанией ГТРК «Мурман» была создана серия телефильмов об этом открытии . Ревдинским краеведческим музеем было подготовлено несколько выставок и статей в местной прессе. Продолжается работа по популяризации петроглифов Канозера и сейчас. В последние годы в работу по популяризации Канозерских петроглифов активно включаются сотрудники Кировского краеведческого музея. В 2006 году музеем была подготовлена экспозиция посвященная петроглифам. Сотрудники музея публикуют статьи и выступают на конференциях. С 2005 года популяризацией петроглифов так же занимаются сотрудники Кольского центра охраны дикой природы. Ими поддержано издание книги «Рисунки Канозера».

Переломным моментом в деле музеефикации петроглифов стала состоявшаяся в сентябре 2007 года в г. Кировск юбилейная международная конференция «Петроглифы Канозера», посвященная 10-летию открытия рисунков. Конференция собрала археологов и специалистов по охране наскальных рисунков из различных уголков бывшего СССР и скандинавских стран. Это значимое международное событие активизировало усилия по охране петроглифов. В 2008 году работы по музеефикации памятника получили существенную финансовую поддержку правительства Мурманской области. Ответственность за охрану памятника была передана муниципалитету Терского района, на территории которого находится большая часть местонахождений петроглифов. Было создано Муниципальное учреждение культуры – Музей наскального искусства «Петроглифы Канозера». В уставе музея целями его создания декларируются (пункт 2.1) «…обеспечение охраны, изучение и популяризация памятника археологии – комплекса наскальных рисунков «Петроглифы Канозера», а также иных исторических мест в Терском районе, музейных предметов и коллекций».
Сотрудниками музея «Петроглифы Канозера» с момента его создания продолжены работы по размещению предупредительных знаков – аншлагов на островах и подходах к ним, построен дом для обслуживающего персонала, начато оборудование некоторых скоплений петроглифов мостками и ограждениями, разведан подъезд к Канозеру со стороны шоссе Кандалакша – Умба. Организовывается дежурство на островах, проводятся экскурсии.
Несмотря на принимаемые в срочном порядке меры нужно чётко осознавать, что грамотная охрана мест с петроглифами нуждается в проекте, подготовленном специализированными проектными учреждениями, такими как, например, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва5 – специалисты которого уже побывали на Канозере. Одним из шагов по созданию музея-заповедника является придание канозерским петроглифам статуса объекта культурного наследия – достопримечательного места России6.


Литература:

Лихачёв, 1998 = Лихачёв В.А. Наскальные рисунки р.Умба. Полевой отчет. 1998 год. Краеведческий музей поселка Ревда.
Лихачёв, 1998а = Лихачёв В.А. Рисункам над Умбой тысячи лет. «Мурманский вестник», ежедневная газета № 31(1674) 17 Февраля 1998, С. 3. Мурманск.
Лихачёв, 1998б = Лихачёв В.А. Время врезанное в камни. «Ловозерская правда», еженедельная газета. № 6–7 (7357–7358), 13 Февраля 1998, С. 2, Ловозеро, Мурманская область.
Лихачёв, 1999 = Лихачёв В.А. Открытие века на Канозере // Век краеведения на Мурмане. Альманах «Живая Арктика». № 3–4. Апатиты
Лихачёв, 2001а = Лихачёв В.А. Петроглифы Канозера // Великая каменная летопись (новая находка наскальных изображений на Кольском полуострове). Наука и бизнес на Мурмане. Мурманск. 2001. Вып.4. С. 5–20.
Лихачёв, 2005 = Лихачёв В. А. Как создать Кано-Умбский природный парк // Вечерний Мурманск. 2005 2 сент. http://www.b¬port.com/info/smi/vm/?issue=625&article=12023
Лихачёв, 2007 = Лихачёв В.А. Петроглифы оз. Канозера: История открытия // Кольский сборник. ИИМК РАН. Санкт-Петербург. 2007
Интернет источники:

Сайт «Друзья Минералогии»
http://geo.web.ru/druza/m-mus_Revda_Lov.htm
Сайт Ловозерского Горнообогатительного комбината http://lovgok.ru/museum