Музей Каргополя в формировании новых городских традиций

Онучина И.В.,
Зам. директора по научной работе
Каргопольского государственного
историко-архитектурного и художественного музея,
г.Каргополь, Архангельская обл.


Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей расположен в древнерусском городе Каргополь, сохранившем архитектуру XVI – начала XX вв. Музей существует с 1919 г. и в настоящее время – это самое крупное учреждение культуры в городе. Музейный комплекс состоит из 15 зданий. Его специфика – преобладание среди недвижимых памятников культовых сооружений, рассредоченность музейных объектов в разных частях города и селах. Наиболее значимыми и выразительными в музейном собрании являются коллекции церковного искусства (иконы, скульптура, книги и др.) и народного (прежде всего, вышивка, костюм и кистевая роспись).
Миссия музея на современном этапе такова: «Сохранить материальный фундамент самобытной культуры Каргополья, сформировать новые устойчивые культурные традиции города, объединив местное сообщество, научные и творческие силы России для сохранения неповторимого облика Каргополя…» . Но нет ли здесь противоречия: наследие и какие-то новые традиции? На самом деле нет. Эта формулировка – не просто теоретический посыл, а результат практического опыта. Большинство новых традиций, рожденных в музее и ставших общегородскими, начинались как проекты, опирающиеся на историческое прошлое Каргополя, его культуру.
Наиболее показательным и характерным примером является зимний фестиваль колокольного искусства «Хрустальные звоны». Идея была подана каргопольским звонарем О.М. Пантелеевым. Она не могла бы появиться, не будь в центре Каргополя, на Соборной площади, колокольни XVIII в., овеянной легендами архитектурной доминанты. 6 лет назад колокольный фестиваль был инициирован музеем и сейчас известен не только в России, но и за рубежом. Проходит он ежегодно 17-19 января, в праздник Крещения Господня. Это единственный зимний фестиваль колокольной музыки. Сочетание зрелищных фестивальных мероприятий с православным праздником явилось удачной формой сотрудничества музея, власти, церкви и местного сообщества, привнесло особую привлекательность в жизнь города. Фестиваль продолжает развиваться, с каждым годом расширяется география участников, приезжающих из разных городов России и Зарубежья. Разнообразней год от года становится его программа. Кроме обязательных колокольных концертов и мастер-классов, она включает в себя тематические выставки, региональные конкурсы детского художественного творчества, выступления концертных коллективов, в том числе, профессиональных. Вошли в обычай выезды звонарей с передвижной звонницей в села Каргопольского района. Кульминацией фестивальных событий является Крестный ход к реке Онеге, торжественный обряд Великого Водоосвящения на реке и погружение в иордань. Зимний фестиваль колокольной музыки в Каргополе поддержан администрацией города и района, губернатором. Это событие открывает календарь фестивальных мероприятий Архангельской области. В 2010 г. наш фестиваль получил поддержку организации «Ридду Ридду Фестиваль» (Норвегия), благодаря чему в нем приняли участие норвежцы: мастера ледовых скульптур и фольклорный коллектив, познакомивший каргопольцев с горловым пением. А центр города украсил ледовый вернисаж. В рамках будущего фестиваля мы планируем международный симпозиум «Звуки небес. Колокольные звоны в палитре музыкальной культуры России» при поддержке Ассоциации колокольного искусства России.
Непременным участником всех фестивалей является созданный при музее хор любителей духовной музыки «Светилен» (основатель коллектива Р.Я. Коломай, нынешний руководитель Н.А. Карзина). Его фундамент был заложен на сильных хоровых традициях недавнего прошлого, 70-90-х гг. XX столетия. Из ансамбля в 6 человек (2003) он превратился в большой творческий коллектив до 30 человек. Основу репертуара составляет русская духовная музыка А. Архангельского, П. Чеснокова, Д. Бортнянского др., русская и зарубежная классика. Первоначально перед коллективом были поставлены задачи «живого» музыкального сопровождения экскурсий, сейчас хор выступает с большими концертными программами на Рождество, Пасху, в другие праздники, собирая аншлаги на свои концерты. Сохраняя и возрождая лучшие традиции русской хоровой культуры, хор «Светилен» стал своеобразной визитной карточкой Каргополя. Коллектив неоднократно участвовал в фестивалях православной музыки в Архангельске, Великом Устюге, Тихвине. Хору присвоено звание «Народный коллектив» (2009). Его жизнь вносят особый колорит в образ музея.
Еще один интересный проект, востребованный горожанами и гостями, под названием «Музейный дворик» , летняя открытая площадка. Проект стал лауреатом конкурса музейных проектов в Архангельске. Начало проекта было положено весной, 2006 г. Тогда музей на своей территории оборудовал небольшой танцпол, вмещающий до 200 человек. «Музейный дворик» охватывает своей культуротворческой деятельностью почти все категории населения. Проект основан на возрастающем в обществе интересе к стилю «ретро» и посвящен танцу – самому массовому увлечению молодежи во все времена. Эта площадка, по сути, явилась реконструкцией городской танцевальной площадки Каргополя 1950-1980 гг. Дебютировал дворик программой «По волнам нашей памяти», представившей танец и костюм XX в. Одна из последних программ «Каргопольская палитра» раскрыла особенности цветовых композиций в росписи, ткачестве, костюме. Образ ушедших десятилетий XX в. проявляется в танце, песнях, культуре общения, и, конечно же, в костюме. Многие программы демонстрируют моду ушедшего века и все присутствующие могут прийти в костюме любимого десятилетия. Это позволяет «погрузиться в прошлое. Организаторы и зрители становятся создателями «живого музея». Такая модель музея воссоздает жизнь прошлого в ее эмоциональных проявлениях творческими усилиями всех присутствующих и существует в определенном отрезке времени, короткую летнюю ночь. Практическим результатом таких ночей стало пополнение коллекции костюма, одной из лучших музейных коллекций, определяющих художественный облик музея. До недавнего времени эта коллекция обрывалась началом XX в. Сейчас она пополнилась костюмом и его аксессуарами 1930-1960-х гг. Нам, музейщикам стало более понятно, каким образом мы можем комплектовать XX в.
Значимым явлением для города стало создание в Каргополе Музейно-выставочного центра. В августе 2009 г. состоялась передача музею двухэтажного каменного строения начала XX в., где до этого размещался детский дом (изначально ? общежитие духовного училища). Общественное мнение, передавать ли здание музею, было неоднозначным (напомним, что большинство зданий музея – храмы). Однако с того времени, как открылся Музейно-выставочный центр, предоставивший новые возможности посетителям, отношение горожан изменилось. Нередко мы слышим: «Как хорошо, что здание передали музею». Выставочные залы со специальным оборудованием позволяют достойно представлять художественные выставки, в том числе, из фондов других музеев и частных коллекций, что мы и делаем. За год с небольшим мы показали коллекцию картин И.С. Котова из ГМО «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск), живопись О.А. Бороздина (Вологда, собрание художника), коллекцию кукол Т.В. Басовой (Москва), выставку фотохудожника Р. Дэвиса (Великобритания) и др.
В музейном центре обрела новое помещение Библиотека Русского Севера имени Г.П. Гунна, дарителя. Генрих Павлович – искусствовед, исследователь, журналист и писатель, беззаветно любил Русский Север, многое сделал для сохранения и популяризации его историко-культурного наследия. Книжный фонд, переданный музею вдовой писателя, насчитывает около 2000 томов. Среди них энциклопедические издания и словари, полное собрание русских сказок и былин, различные издания по традиционной русской культуре, дореволюционные издания по Северу, рукописные и старопечатные книги северного происхождения. Фонд библиотеки постоянно пополняется другими дарениями. Библиотека Русского Севера имени Г.П. Гунна – открыта широкому кругу читателей. Последнее обстоятельство сыграло определяющую роль в награждении Каргопольского музея специальным призом в виде собрания книг от издательства «Paulsen» в номинации «За сохранение историко-культурного наследия Русского Севера» на фестивале «Интермузей-2011».
В перспективе в Музейно-выставочном центре разместится постоянная историческая экспозиция, детский комплекс.
Уже сейчас в выставочном центре проходят различные мероприятия: вечера, встречи, спектакли, научные конференции и семинары, причем не только наши. Проведение конференций в музее способствует привлечению внимания ученых к историко-культурному наследию Каргополья, являющегося сокровищницей русской культуры, формированию положительного имиджа не только музея, но и города. Одна из последних идей, рожденная на научном форуме – реконстукция Каргопольской крепости. Есть проект воссоздания фрагмента деревянной крепости в натуре (автор А.Б. Бодэ, Москва), прорабатывается вариант ее реконструкции в виртуальном пространстве.
Таковы некоторые примеры. Из сложившихся культурных традиций прорастают новые. Они не противоречат существующему культурному контексту. Музей же, сохраняя и приумножая наследие, пытается активно влиять на городскую среду. Выход за пределы своей профессиональной деятельности и музейного пространства логичен и закономерен для нашего музея. Это обогащает и развивает основную деятельность музея.