Пигин А. В.,
д. ф. н.,
профессор кафедры русской литературы и журналистики
Петрозаводского государственного университета,
зав. кафедрой литературы
Карельской государственной педагогической академии
г.Петрозаводск, Республика Карелия
В юбилейные даты принято подводить итоги, мысленно возвращаться в прошлое, к истокам. В дни празднования юбилея Национального музея Республики Карелия логично задаться вопросом об истории его коллекций: что сохранилось из самых первых музейных коллекций, что утрачено, и какова величина этих утрат. В ходе описания современной рукописной коллекции музея [4] мне приходилось обращаться к первым каталогам музейных коллекций XIX века. Необходимо было установить, какие рукописи из старой коллекции до сих пор хранятся в музее, какие находятся в других местах, а какие, по всей видимости, безвозвратно утрачены или пока не обнаружены.
Представление о ранней книжной коллекции музея дают 4 каталога: А.И. Иванова (1876) [3], А.Е. Викторова (1877) [1] и Ф.С. Шелюкова (1884, 1889) [8; 7]. Собирание и изучение рукописей было предусмотрено программой музея, утвержденной в 1875 году. Коллекция рукописей формировалась главным образом за счет пожертвований частных лиц, среди которых в каталогах названы, прежде всего, члены статистического комитета (основатель музея губернатор Г.Г. Григорьев, А.И. Иванов, И.И. Соколов, С.А. Приклонский и др.); упоминаются также купцы, священнослужители и другие лица. Наиболее поздний из указанных каталогов (1889) содержит сведения о 48 рукописях , нескольких старопечатных книгах и рисованных картинках. К сожалению, некоторые рукописи описаны в каталогах настолько кратко и обобщенно, что соотнести их с рукописями из современных коллекций порой невозможно.
Однако общий вывод из сопоставления современной коллекции со старыми описаниями довольно неутешительный: в современной коллекции музея мне не удалось выявить ни одной рукописи из музейных каталогов XIX века. Современная рукописная коллекция музея формировалась позднее, главным образом, уже в советское время.
Какова же судьба музейной коллекции XIX в.? Мне известно современное местонахождение 13 рукописей: 2 из них хранятся в Национальном архиве Республики Карелия («Алфавит духовный» Исайи Копинского в списке второй половины XVIII в. и Житие Александра Свирского в списке первой половины XVIII в.) [4], 2 — в Петрозаводском университете, 1 — в Библиотеке Академии наук (БАН) в С.-Петербурге, 8 — в Научном архиве КарНЦ РАН.
Наиболее ценной из этих рукописей является, несомненно, так называемый Олонецкий сборник заговоров 2-й четверти XVII в. Рукопись на 46 листах в 8-ю долю листа, писана скорописью двух почерков, включает 130 заговоров, в их числе тексты на карельско-вепсском языке. В Олонецкий музей она была подарена в середине 1870-х гг. учителем Петрозаводской духовной семинарии Л.Л. Малиновским. В 1876 г. Малиновский опубликовал некоторые фрагменты из нее в «Олонецких губернских ведомостях», а в 1902 г. рукопись была передана в С.-Петербург в БАН, где и хранится до сих пор в составе Основного собрания (шифр: 21.9.10). После подготовленной В.И. Срезневским публикации Олонецкого сборника (он издал 87 текстов из 130) источник вошел в научный обиход: ни одно сколько-нибудь серьезное исследование русских заговоров не обходится без обращения к этой рукописи. Согласно выводам современного исследователя Олонецкого сборника А.Л. Топоркова, рукопись является самым крупным и самым ценным собранием русских заговорных текстов столь раннего времени. Исследователь характеризует его как «выдающийся памятник русской словесности XVII в.» [6].
Уникальна судьба двух старообрядческих рукописей из старого музейного собрания — двух благодарственных писем начала XIX в. благодетелям от старообрядцев Выголексинского монастыря и Тявтезерского скита. Они отмечены в музейном каталоге 1876 г. с примечанием о том, что подарены музею действительным членом губернского статистического комитета С.А. Приклонским, историком старообрядчества [3]. В каталоге 1884 г. эти письма уже не указаны — следовательно, они были переданы музеем какому-то лицу или учреждению. В наши дни письма были обнаружены школьниками на одной из городских свалок в С.-Петербурге. Дети передали эти рукописи своей школьной учительнице в С.-Петербурге А.С. Батуриной, которая решила подарить их в Петрозаводский университет, что и произошло в 2001 г. Так спустя 130 лет рукописи из старого собрания Олонецкого музея вернулись в Петрозаводск. В этих письмах старообрядцы благодарят своих благотворителей за материальную помощь, за муку, горох и пшено. Выговское письмо адресовано петрозаводчанину Х.П. Костину и подписано настоятелем Выговского монастыря Кириллом Михайловым в 1819 г. Оно свидетельствует о высокой культуре благодарения на Выгу и является по сути своеобразным ответным даром, небольшим литературным произведением на тему милостыни [подробнее: 4].
Между 1876 и 1884 гг. в Олонецком музее появилась интересная коллекция свитков (всего 15) конца XVII—XVIII в., переданная чиновником петрозаводского общества спасения на водах Г. Лер. Судя по содержанию — а это преимущественно грамоты новгородских митрополитов в севернорусские монастыри — данные источники происходят из какого-то монастырского архива. В коллекции документов XVII—XVIII вв., хранящейся в наши дни в Научном архиве КарНЦ РАН, имеются по крайней мере 8 свитков из этой музейной коллекции .
Пять документов касаются истории Елгомской пустыни, находившейся на восточной окраине бывшей Олонецкой губернии. Единственное исследование истории этой пустыни принадлежит К.А. Докучаеву-Баскову [2]. На основе комплекса монастырских документов исследователь проследил историю обители от ее возникновения в начале XVII в. до упразднения в 1764 г. Между тем в свитках из Олонецкого музея содержатся интересные факты, оставшиеся исследователю неизвестными и до сих пор не введенные в научный оборот. Прежде всего это имена двух строителей — Нектария и Антония, которые управляли монастырем в 90-е гг. XVII в. Уточняется также дата поставления в строители инока Моисея (февраль 1699 г.). Благословенная строительская грамота Моисею, данная новгородским митрополитом Иовом в 1699 г., представляет собой ценный источник по истории северных монастырей (Научный архив КарНЦ РАН, разряд I, оп. 2, д. 81). Большая по объему, на 8 сставах, она содержит подробную инструкцию строителю по окормлению братии и внутреннему распорядку монастыря. Особенно строго предписывается троеперстие с историко-церковной и канонической аргументацией его истинности, что продиктовано миссионерскими целями полемики со старообрядцами. По-видимому, подобные строительские грамоты заменяли собой в небольших северных обителях монастырские уставы.
Среди свитков из музейной коллекции выделяется своим содержанием одна рукопись — Толковая азбука из Палеостровского на Онежском озере монастыря (Научный архив КарНЦ РАН, разряд I, оп. 2, д. 92). Наряду с псалтырями и часословами толковые азбуки служили учебниками грамоты на Руси; каждое новое предложение здесь начинается с очередной буквы алфавита. Рукопись написана четкой каллиграфической раздельной скорописью, близкой полууставу, и представляет собой свиток, разворачивающийся в длину на 6 метров. Согласно писцовой записи в самом конце свитка, рукопись была составлена иноком Палеостровского монастыря Иоасафом в 1717 г. По всей видимости, Иоасаф изготовил ее для кого-то из мирян, проживавших в находившемся неподалеку старинном селе Толвуя: в 1724 г. она принадлежала жителю Толвуйского погоста, о чем сообщается во владельческих записях на обороте листов. Азбука интересна как ценное свидетельство культурного влияния заонежских монастырей на местное крестьянство. Она составлена в форме поучения опытного мудрого человека к «юноше», еще только вступающему в жизнь. Главная ее тема, очень актуальная для Петровской эпохи, — необходимость учиться, избегать тех соблазнов, пороков и «злых людей», которые отвращают от учения и ведут к погибели души [подробнее: 5].
Таковы некоторые рукописи из самой первой коллекции Олонецкого музея, находящиеся ныне в других хранилищах. В своей статье я рассказал об утратах, но музей славен прежде всего своими приобретениями, которые он сумел сберечь. Хранящаяся в музее в наши дни рукописная коллекция содержит уникальные памятники русской книжности XVI—XIX вв. — но это уже отдельная тема.
Литература
1. Викторов А.Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Северной России. СПб., 1890. Каталог был издан посмертно, с петрозаводскими коллекциями А.Е. Викторов знакомился в 1877 г.
2. Докучаев-Басков К.А. Елгомская Богоявленская пустынь // Христианское чтение. 1886. № 5/6. С. 846—889.
3. Иванов А.И. Олонецкий музей естественно-промышленный и историко-этнографический, основанный при Губернском Статистическом комитете в 1871 году. Каталог предметов, поступивших в музей (по 1 мая 1876 г.). Петрозаводск, 1876.
4. Памятники книжной старины Русского Севера: коллекции рукописей XV—XX веков в государственных хранилищах Республики Карелия / Сост. А.В. Пигин. СПб., 2010.
5. Пигин А.В. Азбука-свиток из Палеостровского монастыря // Вестник Карельского краеведческого музея. Петрозаводск, 2011. Вып. 6. С. 63—71.
6. Русские заговоры из рукописных источников XVII—первой половины XIX в. / Сост. А.Л. Топорков. М., 2010.
7. Шелюков Ф.С. Каталог предметов Олонецкого естественно-промышленного и историко-этнографического музея. Петрозаводск, 1889.
8. Шелюков Ф.С. Олонецкий музей естественно-промышленный и историко-этнографический, основанный при Губернском Статистическом комитете в 1871 г. Каталог предметов, поступивших в музей с 1871 по 15 мая 1884 г. Петрозаводск, 1884.