Карельский государственный краеведческий музей. Некоторые итоги ремонта, реставрации и приспособления памятника архитектуры XVIII века

Ициксон Е.Е.,
Главный архитектор проекта,
автор проекта приспособления и реставрации здания №1,
член правления Союза архитекторов Карелии,
г. Петрозаводск, Республика Карелия


Площадь Ленина (бывшая Круглая) в Петрозаводске, где сегодня располагается КГКМ, является одним из интереснейших ансамблей русского провинциального классицизма XVIII века. Возник в нач. 1770-х гг. как комплекс административных зданий нового Александровского завода. Для строительства зданий был приглашен архитектор Е.С.Назаров (1747-1822), ученик В.И.Баженова (1738-1799); планировка ансамбля приписывается самому В.И. Баженову.
В 1777 году Петрозаводская слобода получила статус города; позднее Петрозаводск стал центром Олонецкой губернии, и заводские здания на Круглой площади перешли в казну для размещения в них губернского правления, присутственных мест и квартиры генерал-губернатора.
К 1789 году на площади была завершена самая значительная перестройка ансамбля – три небольших здания на каждой стороне были объединены встройками. В результате получились два больших, полукругом расположенных крыла и два маленьких флигеля.
Ансамбль площади является единственным в своем роде памятником городской каменной архитектуры XVIII века, сохранившимся в Петрозаводске.
В настоящее время архитектурный ансамбль XVIII века на Круглой площади (г. Петрозаводск, пл. Ленина, дома 1, 1а, 2, 2а) состоит из четырех 2-этажных каменных зданий, является объектом культурного наследия федерального значения, находится на государственной охране (Постановление СМ РСФСР №1327 от 30.08.1960). Важным этапом в сохранении ансамбля стало решение правительства Карелии о передаче всех зданий на пл. Ленина (бывшей Круглой) Карельскому государственному краеведческому музею (Постановление Совета Министров КАССР №207 от25.05.1992).
Здание №1 ансамбля Круглой площади, в котором сегодня открыта первая очередь постоянных экспозиций КГКМ, за время своего существования пережило несколько строительных периодов, которые были связаны как с увеличением его строительного объема (встройки, пристройки), так и многочисленными перепланировками из-за часто меняющегося функционального назначения помещений.
После капитального ремонта 1805-1807 годов, последовавшего за разрушительным пожаром корпуса №1, здание было «обращено в жилые покои для жительства губернатору и вице-губернатору». К началу 1860-х для вице-губернаторов стали снимать квартиры в городе, а корпус №1 начал заполняться присутственными местами.
Ближе к середине корпуса, там, где нынче находятся вестибюльные помещения музея, до 1865 года располагался Дворянский клуб, удачно соседствуя с двумя большими залами губернаторской квартиры, что позволяло местному обществу комфортно проводить массовые мероприятия разного рода. В 1873 году «в одной из зал, уступленной господином начальником губернии Григорьевым», губернский статистический комитет открыл первую экспозицию Олонецкого естественно-промышленного и историко-этнографического музея, учрежденного двумя годами ранее. Сегодня в этом зале располагается музейный конференц-зал. На втором этаже, над помещениями Дворянского клуба, размещались губернская канцелярия и небольшая квартира правителя этой канцелярии. Со временем часть помещений канцелярии была переведена на первый этаж, ближе к главному входу. В освободившиеся комнаты второго этажа в начале ХХ века переехал губернский статистический комитет и его «музейное зало».
С 1865 года в казенном корпусе №1 поселилась губернская типография: сначала в помещениях бывшего Дворянского клуба, а потом долго делила бывшую вице-губернаторскую половину с Управлением земледелия и государственных имуществ. В 1904 году Управлению было отведено другое здание, и типография до начала 1930-х размещалась во всех тех залах, что сегодня занимают экспозиции краеведческого музея.
После революции 1917 года здание было занято административными помещениями республиканского значения (наркоматы Олонецкой губернии, Карельской трудовой коммуны, КАССР, Карело-Финской ССР).
Для этой цели в корпусе №1 была выполнена достаточно серьезная реконструкция. Анфиладная система планировки бывшего губернаторского дома была заменена на коридорную. Коридор был пробит вдоль средней несущей продольной стены корпуса, отделен от помещений перегородкой, в которой, также как и в самой стене, было устроено множество дверных проемов для кабинетов. Кроме того, после 1930 года было расширено дворовое крыло, выполнена надстройка второго этажа над ним, а также переделан зал парадного подъезда в малый зал заседаний Совнаркома.
Многочисленные перепланировки этажей, включая пробивку коридоров, уничтожили большинство исторических интерьеров в здании. Тем не менее, сохранилось несколько залов, художественное убранство которых дошло до нашего времени в состоянии, позволяющем провести их полную реставрацию.
Эти залы принадлежат бывшей губернаторской квартире, которая, располагаясь в левой половине корпуса, долее, чем правая половина, использовалась по своему назначению, то есть в качестве жилища семей губернаторов. К сохранившимся помещениям относятся:
большой двухсветный зал с хорами (называемый ныне залом Дворянского, или Благородного собрания);
две круглые гостиные – одна, малая, при большом двухсветном зале (с выходом в сад), другая, большая, – в составе парадной анфилады дома, когда-то имевшая балкон, выходящий на площадь;
зал парадного подъезда к губернаторской квартире со стороны двора и рядом с ним шестиугольные в плане сени, бывшие когда-то двухсветными, но получившие в один из строительных периодов памятника (после 1930 г.) междуэтажное перекрытие.
Кроме залов, несомненный интерес представляют три лестницы корпуса №1. Две из них внутренние, ведущие с 1-го на 2 этаж, относятся к 1845-1850 годам, выложены лещадной плитой по кирпичным сводам. Третья лестница ведет с улицы в подвал, винтовая, каменная, построена в 1905 году при ремонте помещений типографии, располагавшейся тогда в этой части корпуса.
Все вышеперечисленные элементы здания составили предмет охраны объекта культурного наследия. Безусловное сохранение этих залов и лестниц стали отправной точкой при проектировании музея, его функции, при стремлении максимально выявить как сохранившееся декоративное убранство, так и щадящие формы будущего использования.
В 1998 году, когда министерства и ведомства были выведены из бывшего губернаторского дома (корпус №1), проектный институт «Карелпроект» (г. Петрозаводск) начал комплексные работы по обследованию зданий на Круглой площади, а также разработку проекта реставрации и реконструкции с приспособлением корпуса №1 под краеведческий музей (архитекторы Е. Ициксон, В. Куспак, С. Ициксон, инженеры А. Мажорин, В.Соснина и др.).
Состояние здания требовало серьезных работ по укреплению конструкций, реконструкции и замене деревянных перекрытий в соответствии с требованиями нормативных документов по сохранению музейных ценностей, а также противопожарной безопасности.
Результаты обследований позволили сделать ряд заключений, способствовавших наиболее полному учету особенностей объекта культурного наследия при решении вопросов как сохранения его в максимально возможном аутентичном виде с точки зрения архитектурно-конструктивной, так и использованию его для организации в нем полноценной музейной функции.
Одной из задач ремонтно-реставрационных работ, начавшихся на бывшей Круглой площади в 1998 году, стало освобождение первоначальных залов и комнат от перегородок, чтобы создать достаточно просторные экспозиционные помещения. Тем не менее, первые проработки показали, что существующее здание XVIII века с трудом подходит для размещения в нем современного музея даже при полном демонтаже перегородок, т.к. общая ширина корпуса в разных местах составляет лишь 10-12,5 м.
Сопровождение современного музея инженерным обеспечением, соответствующим нынешним (а в чем-то и будущим) нормам, – сложная задача, скрытая от глаз посетителя, каковой, собственно, и должна быть.
Проблема вписаться в существующие конструкции 200-летнего памятника сетями пожарного водопровода, отопления, вентиляции, электроснабжения, охранно-пожарными и коммуникационными сетями встала перед архитектором уже во время проектных работ. При проектировании новых зданий, эти вещи решаются при помощи устройства каналов в стенах, штраб, заранее предусмотренных отверстий. В условиях памятника традиционные приемы размещения инженерных сетей превращаются в его варварское разрушение.
Для минимизации внедрения в существующие конструкции при горизонтальных разводках инженерных сетей в помещениях были придуманы объемные короба, замаскированные под карнизы, причем в местах примыкания этих коробов к стенам и потолку были использованы настоящие тянутые карнизы, шаблоны которых аналогичны существующим, найденным в этом же здании. Также максимально были задействованы приемы прокладки разного рода сетей в конструкции полов (там, где это было целесообразно). Приоритетом во всех случаях оставалось одно – наименьшая травматизация существующих конструкций во время внедрения современной функции в памятник.
Еще одна из важных и принципиальных задач, решаемых на этом объекте, – сохранение и выявление для последующей музеефикации всех конструкций и артефактов, обнаруженных в процессе ремонтно-реставрационных работ.
Особое внимание в проекте было уделено передвижению маломобильных групп посетителей. В частности, в вестибюль музея со стороны парка организован пандус для въезда в здание инвалидов-колясочников; со стороны площади (главного фасада) это оказалось невозможным, так как перепад отметок между нижней входной площадкой крыльца и вестибюлем составляет более 1,2 метра. Во вводном зале в соответствии с проектом при замене междуэтажных перекрытий было предусмотрено устройство пассажирского лифта с параметрами, необходимыми для перемещения инвалидных колясок. Лифт потребовался в связи с тем, что экспозиции размещены на трех этажах: в подвале, первом и втором.
Архитектура здания, его конструкции все время «диктовали» правила их подачи, музеефицирования, проектирования в историческом объекте экспозиций. На мой взгляд, слово архитектуры здания не всегда было услышано дизайнерами, и там, где это, к сожалению, случалось, успех не был значительным. Можно и нужно говорить о том, что дизайнеры должны начинать работу на объекте вместе с архитектором. Но ведь архитектор в данном случае тоже не «хозяин» ситуации – архитектура здания связывает руки, но при внимательном ее прочтении дает новые идеи. И если при функциональном зонировании музея архитектор учитывает существующие ключевые узлы здания, приспосабливаясь к объекту, а не ломая и перестраивая его, то при проектировании экспозиций тот же закон должен быть непреложным и для дизайнеров и экспозиционеров. Экспозиционное оборудование, художественные приемы отдельных выставок должны также подстраиваться к архитектуре отдельных помещений, залов, внутренних пространств, являющихся в любом случае сутью здания. Примером игнорирования такого подхода стал бывший зал вице-губернатора, который архитектор попыталась воссоздать с помощью симметрично расположенных дверей, рисунка паркета, подчеркивающего полуовальную форму зала. При размещении здесь экспозиционного оборудования музеем было сделано все возможное, чтобы уничтожить симметрию, торжественный характер небольшого пространства, то есть полностью «стереть» образ зала, загромоздив его витринами, диссонирующими своими формами с интерьером. Хотя, при желании, можно было «подыграть» архитектуре помещения, придумав соответствующее оборудование в стиле музейных залов XIX века.
Бытование музея внутри памятника архитектуры – особый случай, обогащающий и умножающий во много раз эффект погружения посетителя в историю, придающий каждому экспонату (даже если это копия) дополнительную убедительность и достоверность. Современные музеи, оперирующие театральными эффектами для полного отрыва от окружающей действительности, возможно, очень привлекательны для посетителей, но театр эфемерен, а материализованная в камне история (архитектурный объект с собственной биографией) требует от экспозиционера совсем иного подхода – уважения, внимания, понимания и сотрудничества. Памятник архитектуры и истории, по большому счету, всегда интереснее декораций, пусть даже очень талантливых, и выявление его даст успех такому институту, как краеведческий музей.

Библиография
Документы Национального архива Республики Карелия:
- фонд 1 Канцелярия Олонецкого губернатора
- фонд 2, опись 50 Строительное отделение Олонецкого губернского правления
- фонд 3 Олонецкая губернская дорожно-строительная комиссия
- фонд 27 Олонецкий губернский статистический комитет
- фонд 351 Комитет по капитальному исправлению корпуса присутственных мест при Олонецком губернском правлении
- фонд 754 Коллекция карт, планов, чертежей (1728-1918)
- фонд Р-28 Олонецкий губисполком
- фонд Р-115 Совнархоз Карельской Трудовой Коммуны
- фонд Р-795 Комиссар советских зданий при Олонецком губисполкоме (1917-1919);
«Олонецкие губернские ведомости» (1838-1917);
Б.В.Гнедовский. История Круглой площади. На рубеже, 1952, N12;
Б.В.Гнедовский. Возникновение и развитие ансамбля площади им. 25 октября в Петрозаводске. Архитектура СССР, 1954, N8;
Памятная книжка Олонецкой губернии на 1860 г. Петрозаводск, 1860;
И.М.Мулло. Памятники истории и культуры Карелии. Петрозаводск, 1984.

National Museum of the Republic of Karelia. The museum building renovation, refurbishment and accustomization of a 18th century monument of architecture.

The former Olonets province Governor's House, which houses the Museum, is an object of cultural heritage of the Russian Federation. The article is devoted to the problems of reconstruction, restoration and accustomization of monuments of history and architecture to modern museums activity. The article also highlights some problems solution exhibits in the Museum.