Основные приемы вышивки
Основные приемы вышивки

В Заонежье наряду с общими чертами, присущими вышивке Русского Севера, выработались свои приемы исполнения, сложились особенности орнамента и колорита.
В Заонежье были распространены два вида вышивки: глухая (узор выполнялся по целой ткани) и сквозная (по разреженной ткани).

Глухая вышивка (техники – роспись, набор, счетная гладь, косая стежка) – наиболее древняя и выполняется по счету нитей ткани. Стежки ложились в соответствии с ячейками ткани и образовывали контур рисунка. Он мог быть строгим линейным или его внутренняя поверхность заполнялась разделками – квадратиками, треугольниками, ромбиками в технике набора или глади. Эти разделки в каждой местности имели свои названия.

Роспись (полукрест, досюльный, двусторонний) – этот шов состоял из мелких стежков, создающих одинаковый рисунок на изнаночной и лицевой стороне ткани.

Набор (брань) – этот шов выполнялся мелкими стежками "вперед иголкой" вдоль нитей ткани и имитировал браное ткачество. С изнанки получалось негативное изображение.

Счетная гладь – шов выполнялся плотно прилегающими параллельными стежками, дающими одинаковое двустороннее изображение.

Косая стежка – выполнялась косыми, плотно прилегающими друг к другу стежками.

Верхошов – выполнялся плотными стежками, покрывающими отдельные фрагменты узора.

Тамбур – выполнялся по предварительно нанесенному контуру в виде петелек, выходящих одна из другой цепочкой.

Крест – выполнялся диагональными, пересекающимися друг с другом стежками.

Ажурные строчевые вышивки (техники – мережка, настил, стлань, строчка) выполнялись по перевити – сетке, образованной путем выдергивания нитей.

Мережка – простейшая форма строчки. Выполняется по разреженной в одну сторону ткани путем собирания и стягивания в пучки оставшихся нитей. В Заонежье один из видов мережки называли "куриный глаз".

Настил
– выполнялся по клеткам перевитой сетки, покрывая их плотными рядами ниток настилаемых в одном направлении в соответствии с рисунком.

Стлань – вышивка выполнялась по перевитой сетке путем переплетения ниток, настилаемых по вертикали и горизонтали.

Шов по перевити (по намету)
Шов по выдергу

Тамбур по сетке (филе) – эта техника позволяла сочетать строчевую вышивку с глухими швами. В этой технике выполнялись сложные композиции с архитектурными деталями, зооморфными и антропоморфными изображениями, богатые растительные орнаменты. Процесс вышивки начинали с нанесения рисунка на ткань через бумагу. Затем "тамбурили" контуры, иногда и дважды для того, чтобы рисунок смотрелся "бугорком", "рубцом". Затем прокалывали специальной "копалкой" отверстия (дырки) и обшивали их, выполняли мережки. В последнюю очередь обрабатывали сетку: выдергивали нитки по основе и утку и обвивали их нитками иголкой чаще всего в виде квадратов. Иногда небольшие сетчатые участки делались и внутри рисунка и тогда их обвивали по–другому, называя "щеголюха", "филейный", "колотый", "крученый". Полотенце по технике "тамбур по сетке" вышивали долго – до 20–ти дней, причем большая часть времени уходила на обработку сетки.

 

Шов по выдергу
Шов по выдергу
Шов по перевити (по намету)
Шов по перевити (по намету)
Основные приемы вышивки
Основные приемы вышивки
Основные приемы вышивки
Основные приемы вышивки
Основные приемы вышивки
Основные приемы вышивки