Зал Благородного собрания

Национальный музей Республики Карелия приглашает горожан и гостей города посетить Зал Благородного собрания, открытый для публики к 300-летнему юбилею Петрозаводска.

В вестибюле музея посетитель может познакомиться с небольшой экспозицией, посвященной истории дома губернатора и парадного зала, включающей исторические находки - предметы быта XVIII-XIX веков, обнаруженные археологами музея в ходе строительных работ.

Зал Благородного собранияСхема помещений с указанием размещения и сведениями об основных экспонатах

I. Двухсветный парадный зал (другое название - Зал Благородного собрания)

Датой постройки зала в губернаторском доме можно считать 1790 - 1791 гг. Архитектура подобных залов является кульминацией парадных интерьеров, как частных, так и общественных зданий во второй половине XVIII в. В оформлении парадных залов, создании их архитектурного пространства особую роль имели колонны и пилястры (полуколонны). На поперечных стенах двухсветных залов устанавливались печи, разнообразие которых по форме и декору возрастает к началу XIX в. Украшали подобные залы и хоры для музыкантов, как правило, имевшие ограждения из балясин токарной работы. Потолки украшала лепнина, полы - паркет из ценных пород дерева.
К 1840-м гг. состояние зала было плачевным: полы сгнили, стены закоптились, печи полуразрушились. Губернатор Х.Х. Повало-Швейковский поручил губернскому архитектору В.В. Тухтарову произвести перестройку зала, что и было выполнено к 1842 г. Зал приобрел примерно такой облик, который он имеет сейчас.
Зал при губернаторском доме, изначально предназначенный для приема гостей и торжеств, в XIX в. использовался - как единственное большое помещение на Круглой площади - для проведения различных собраний и совещаний, а также был центром проведения досуга местного благородного общества (балы, маскарады, религиозные праздники: Пасха, Рождество; высокоторжественные дни).

1. Портрет императора Александра I (1777-1825)
Портрет. Копия с портрета императора английского живописца Д. Доу.

2. Шидловский Александр Федорович (1863-1943)
Портрет.

С 1907 года - вице-губернатор Архангельской губернии, успешно сочетал службу с наукой, организовал Архангельское общество по изучению Русского Севера.

С конца 1911 года назначен Олонецким вице-губернатором. В 1913 г. создал "Общество изучения Олонецкой губернии", в ведение которого перешел Олонецкий губернский музей. В 1916 г. назначен Олонецким губернатором. С 1914 г. участвовал в комиссии по строительству Мурманской железной дороги, с 1915 г. консультировал ее постройку.

Зал Благородного собранияВ 1920-х гг. - видный деятель Академической комиссии по изучению естественных и производительных сил (КЕПС). Председатель Северного отдела КЕПС. В 1930-е гг. выслан в Казахстан. Реабилитирован посмертно.

3. Савельев Василий Владимирович (1847-1917)
Портрет. Художник Тимофеев В. М.

Член Государственного Совета от Олонецкой Губернии, председатель Олонецкого губернского земства, тайный советник. Обустроил в Петрозаводске электрическое освещение, построил здание пожарного обоза, содействовал постройке Олонецкой железной дороги на город Петрозаводск, субсидировал мероприятия по благоустройству Петрозаводска. Утвержден в звании почетного гражданина Петрозаводска императором 12 августа 1914 г.

4. Демидов Михаил Денисович
Портрет. Художник Потапов. Копия с фотографии К. Иогансона.

Представитель шестого поколения уральских заводчиков Демидовых. Тайный советник.

Зал Благородного собрания5. Протасьев Николай Васильев (1853-1915)
Портрет.

Олонецкий губернатор, тайный советник. При нем открыт городской общественный банк, построена новая пристань, сооружены обширные здания для пожарного обоза, насаждены и устроены бульвары, замощены главные улицы и площади. Н.В.Протасьев ходатайствовал на выгодных условиях о ссуде 50 тыс. руб. на сооружение электрического освещения. 13 октября 1910 г. получил звание почетного гражданина Петрозаводска.

6. Бюст Петра I - занимает особое место в нише, устроенной по проекту архитектора В.В.Тухтарова, в центре зала. Бюст, установленный в зале губернаторского дома, отлит в чугуне на Александровском заводе (предположительно является копией эрмитажного портрета работы Мари Анн Колло, ученицы Фальконе).

7, 8. Декоративные вазы на высоких пьедесталах - выполнены в духе классицизма, с простыми формами, без металлических дополнений. Вазы были изготовлены на Тивдийском мраморном заводе к приезду императора Александра II в Олонецкую губернию (1858 г.) и были установлены у его портрета, напротив ниши со скульптурой Петра I (в настоящий момент здесь размещен портрет Александра I).

Зал Благородного собранияII. Диванная.
За большим залом находится маленькая диванная, архитектурная выразительность которой усилена ее круглой в плане формой и сводом мягких сферических очертаний. Деревянные конструкции свода, возведенного в XIX в., посетитель музея может увидеть, если поднимется по лестнице, которая ведет из помещения топочной на хоры. Из диванной можно пройти в гостиную (ныне - конференц-зал) или же выйти в парк. В настоящий момент здесь экспонируются предметы интерьера из собрания КГКМ: мебельный гарнитур в стиле рококо, китайская ваза и этажерка.

III. Топочная.
Здесь топилась печь, выходящая в зал, хранились дрова