Этнография

Рубаха женская «сенокосница»В переводе с греческого языка слово «этнография» означает «народоописание». Этнография Карелии имеет богатый материал. Описания быта и особенностей жизни местного населения впервые заинтересовали исследователей в последней четверти XVIII века, когда этнография как наука только зарождалась. Карелия – национальная республика, на ее территории в настоящее время проживают представители более чем 90 национальностей. Столетиями на территории Карелии рядом друг с другом проживали три этноса: русские, карелы и вепсы.

Более тысячи лет назад земли Карелии населяли племена лопь и весь – предки современных саамов и вепсов. В раннее средневековье их потеснило племя корела, к XVI веку заселившее большую часть Карелии и давшее впоследствии имя всему краю. Пришедшие со стороны Новгорода славяне заселили часть побережья Онежского озера и Поморье – берег Белого моря.

Гребень для обработки льнаТак веками складывалась этническая карта Карелии, на которой карельские деревни соседствуют с русскими и вепсскими, а население зачастую было двуязыким. Древнее племя корела раздробилось на несколько групп: северных (лаппи), приладожских (ливвики) и прионежских (людики). Значительная часть карел в XVII веке переселилась в Тверские земли, образовав локальную группу верхневолжских карел. Среди русских выделились такие локальные группы, как заонежане, пудожане, водлозеры, поморы. Из трех существующих групп вепсов в Карелии проживают северные вепсы (прионежские).

Компас маткаСоседство двух миров – славянского и финно-угорского породило интересные культурные и этнографические особенности бытования населения края. Карельский и вепсские языки вобрали в себя русские слова, в свою очередь насытив местные диалекты русскоязычного населения словами финно-угорского происхождения.

Духовную и материальную культуру разных народов Карелии сближают общие черты, свойственные крестьянскому населению Севера России. К ним можно отнести гармонию сосуществования человека с суровой северной природой, православную веру, мирно соседствующую с языческими верованиями.

ЛыжиОбилие таежных лесов, самых разнообразных водоемов в Карелии были причиной того, что традиционно важную роль в хозяйстве северного крестьянина играли охота и рыбная ловля, дававшие пропитание и возможность заработка.

На Севере России с древних пор получил широкое распространение такой вид земледелия, как подсека. Небольшой участок леса вырубался, деревья сжигались, образуя неглубокий, но очень плодородный слой почвы, который позволял крестьянам получать большие урожаи зерновых. Запрет подсечного земледелия и как следствие его - недостаток выращиваемого хлеба, заставил крестьян заниматься отхожими промыслами. Многие уходили в города, в Санкт-Петербург, зарабатывая средства для покупки хлеба.

Свистулька птичкаС рождения до смерти жизнь человека сопровождалась разнообразными магическими действиями, призванными защитить его от злых сил или обеспечить благополучный, успешный исход дела. Языческая вера в духов природы сопровождалась вполне материальными трудностями, связанными с необходимостью выживания в нелегких северных условиях. Все то, что веками создавалось и совершенствовалось человеком – его орудия труда, средства передвижения, жилые сооружения, было максимально приспособлено им к природе края.

Крестьянское хозяйство подчинялось календарному годичному циклу, и следовало отлаженному веками порядку его ведения.


Ссылки по теме "Этнография"