Значение научного наследия Р.М.Габе в формировании историко-культурного бренда Карелии

Наталья Ивановна Ивановская, 
кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник, 
Отдел этнографии Северо-Запада и Прибалтики,
Российский этнографический музей
г. Санкт-Петербург

В наше время огромное значение придается инновационному развитию российских территорий, одним из важнейших ресурсов которого является их историко-культурный потенциал, охватывающий материальные и духовные ценности народов России [1]. Этот ресурс является основой для формирования историко-культурных брендов территорий. Бренд региона — это его неповторимый яркий образ, обусловленный оригинальными природно-климатическими, историческими или культурными особенностями территории и способствующий его успешному развитию [2]. Однако, выявление уникальных историко-культурных и природных особенностей конкретного региона, служащих основой формирования брендов (образов, имиджей), направлено не только на решение местных экономических проблем, но и на укрепление региональной идентичности и патриотизма.

История каждого края знает немало выдающихся исторических событий и личностей, которыми можно гордиться. Решающая роль в формировании историко-культурного бренда конкретного региона принадлежит местным музеям. Огромные перспективы в этом направлении открываются у Национального музея Республики Карелия, располагающего коллекционным собранием высокого уровня (памятники общемирового значения – петроглифы Карелии, общероссийского и национального – коллекции, отражающие историю края и традиционную культуру населяющих его народов – русских, карел, вепсов), успешно развивающего различные формы включения национального культурного наследия в общественную жизнь республики.

Несомненно, одним из главных культурных брендов Карелии можно назвать народное деревянное зодчество, символом которого являются архитектурные памятники всемирно известного Музея «Кижи». Обращение к истории изучения этого явления народной культуры дает возможность вспомнить о том вкладе, который внес в исследование деревянного зодчества Карелии, а, следовательно, и в формирование одного из самых ярких историко-культурных брендов региона, петербургский архитектор Руфин Михайлович Габе (1875–1939) [3].

Материалы, составляющие научное наследие Р.М. Габе, сосредоточены в нескольких учреждениях. В Архиве Российского этнографического музея хранятся две его коллекции (№№ 5230 и 13144), составляющие более ста акварельных и графических рисунков, планов и чертежей по народной архитектуре западных финнов. Значительная коллекция графического материала, состоящая из акварельных и штриховых рисунков, планов и чертежей по народной архитектуре Севера, выполненных в период с 1921 по 1939 г., находится в отделе архитектурной графики Государственного исторического музея [4]. В Карелии коллекции Р.М. Габе хранятся в НМРК (рисунки и планы народных построек) и Национальном архиве Республики Карелии (материалы, связанные со строительством Мурманской железной дороги). Кроме того, небольшое количество его рисунков находится в Центральном государственном архиве литературы и искусства.

Многогранность натуры, разносторонняя одаренность и высокий профессионализм позволили Р.М. Габе занять достойное место в различных сферах научной и творческой деятельности, значительная часть которой была связана именно с Карелией.

Р.М. Габе – выпускник архитектурного отделения Санкт-Петербургского института гражданских инженеров (1902) начал свою профессиональную деятельность с проектирования вокзальных и других путейских сооружений на территории Карелии для строящейся Мурманской железной дороги. По его проекту были выстроены железнодорожные вокзалы в Карелии – на станциях в Сороке (ныне – г. Беломорск) и Медвежьегорске (1914). Знакомство с первозданной могучей природой этого северного края, самобытной культурой населения открыло новые страницы его жизни. Он создает серию рисунков и акварелей, на первых из которых запечатлены северные водопады, реки, леса. В дальнейшем он начинает фиксировать архитектурный пейзаж, а затем уже памятники народной архитектуры и её детали.

Пребывание в Карелии стало для Р.М. Габе поистине судьбоносным. Оно не только принесло ему перемены в личной жизни (здесь он встретил свою будущую жену Лию Осиповну – дочь военного кантониста О.Я. Свирского), но и расширило рамки профессиональной деятельности. Продолжая заниматься практической архитектурой, с 1908 г. Р.М. Габе обращается к серьезному изучению народного зодчества, прослушав в связи с этим в 1908–1909 гг. полный курс в Санкт-Петербургском Археологическом институте. Темой его научно-исследовательской работы стала народная архитектура Севера России, изучению которой он посвятил почти всю свою жизнь. В дореволюционные годы поездки на Север предпринимались им по собственной инициативе, позднее – при поддержке государства.

После революции Р.М. Габе, по проекту которого в Петербурге было выстроено несколько домов, сохранившихся до нашего времени, прекратил архитектурную деятельность. Архитектор-традиционалист, он не смог принять конструктивистские идеи, преобладавшие в то время в архитектуре, а его приверженность классике оказалась невостребованной. В этой ситуации он делает очень важный жизненный выбор – полностью уходит в изучение сельской народной архитектуры. Теперь все силы и профессионализм Руфин Михайлович отдает изучению традиционного народного деревянного зодчества. В то же время он продолжил работу в различных высших и средних учебных заведениях, преподавая архитектурную графику.

Результаты исследования народной архитектуры Карелии Р.М. Габе обобщил в книге «Карельское деревянное зодчество» [5]. Она вышла в свет уже после смерти автора (1939) в 1941 г., в первые дни войны, тиражем 2500 экз., часть которого бесследно пропала. В наши дни это уникальное по своему содержанию издание является библиографической редкостью. Книга содержит структурированное и практически исчерпывающее описание планировки деревень Заонежья, типов домов в различных районах Карелии, жилых домов и интерьеров, хозяйственных построек, включая амбары, бани, риги, мельницы. Кроме того, тщательно зафиксированы конструктивные детали построек: крыши, кровли, балконы, ворота, крыльца, взвозы, а также отмечены приемы возведения новых построек. В книге размещены 238 иллюстраций, выполненных автором. Р.М Габе одним из первых обратился к изучению народной жилой архитектуры (преимущественным вниманием историков архитектуры при изучении народного деревянного зодчества в конце XIX – начале ХХ вв. пользовались культовые памятники). Его задачей было показать, что «избы северных областей, амбары, риги и другие произведения крестьянского зодчества отмечены в такой же мере творческим гением народа, как и церкви» [6]. Но при этом он полагал, что «этнографический подход к изучению избы имел перевес над изучением её с точки зрения искусства». Он рассматривал объекты народной жилой архитектуры не только по функциональному назначению и этнической принадлежности, но и «по красоте архитектурных форм, по своим конструктивным особенностям и по исконным традициям», считая её отраслью народного искусства. Таким образом, этот труд, объединяющий текстовое описание, обмеры, зарисовки, фотографии и глубокий архитектурный анализ памятников народного зодчества, представляет собой бесценный научный источник как для истории архитектуры, так и этнографической науки.

Активная и плодотворная деятельность Габе по изучению народной жилой архитектуры поставила его не только в ряд историков архитектуры, но и ввела в круг специалистов-этнографов. Зарекомендовав себя серьезным исследователем народной культуры, он являлся членом Русско-финской секции Комиссии по изучению племенного состава населения (КИПС) Академии наук, созданной для работы по углубленному изучению этнического состава населения страны, а также членом Русского географического общества.

В 1926–1927 гг. Р.М. Габе работал в составе Северо-Западной этнологической экспедиции Этнографического отдела Русского музея на территории Кингисеппского уезда Ленинградской области, изучая памятники народной архитектуры прибалтийско-финского населения (ижора, водь, ингерманландские финны) [7]. Так же, как и в Карелии, он производил обмеры, делал рисунки и этюды с натуры наиболее типичных жилых и хозяйственных построек. При изучении народной архитектуры западных финнов он так же, как и ранее, считал, что необходимо полное исследование образцов крестьянского зодчества и с научной (этнографической), и с художественной точки зрения [8]. Он так писал о своем исследовательском методе: «Думаю, что подход мой к данному на вопросу не только не противоречит задачам этнографии, но дает возможность охарактеризовать народное зодчество и с этнографической и с художественной точек зрения, тем более, что на мой взгляд этнография неразрывно связана с народным искусством и отделять их не только не рационально, но и немыслимо».

Часть научного наследия Р.М. Габе, которая является результатом изучения традиционной культуры финно-угорских этносов Северо-Запада России, активно используется сотрудниками РЭМ в научной и научно-просветительной работе. Его рисунки размещены на постоянной экспозиции «Народы Северо-Запада России и Прибалтики XVIII–XX вв.»; к 140-летию со дня его рождения была организована выставка «Народная архитектура финского населения Ленинградской области в рисунках Р.М. Габе (20 – е годы ХХ в.)»; сейчас готовится издание альбома, в котором будут представлены его рисунки и чертежи. Таким образом, наследие Габе максимально полно включено в современное этно-культурное пространство данного региона.

Р.М. Габе, посвятивший изучению народного зодчества Карелии значительную часть своей жизни, сохранивший для будущих поколений его визуальный облик, является, несомненно, одной из ключевых фигур местной истории и культуры, определивших имиджевые характеристики региона. В настоящее время в Национальной библиотеке Карелии идет работа над проектом «Имена в истории Карелии», в котором представлена информация о людях, внесших значительный вклад в развитие Республики Карелия ( http://imena.karelia.ru/). Представляется, что и Р.М. Габе достоин того, чтобы его имя сохранялось потомками.

ЛИТЕРАТУРА
1. Малькова В.К., Тишков В.А. Культура и пространство. Книга вторая. Историко-культурные бренды территорий, регионов и мест. М., ИЭА РАН. 2010. 182 с.
2. Макарова И.И. Российский художественный музей в современном социокультурном пространстве: стратегии коммуникации. автореферат диссертации. URL – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/rossiiskii-khudozhestvennyi-muzei-v-sovremennom-sotsiokulturnom-prostranstve-strategii-kommu#ixzz478QPuiVF
3. Ивановская Н.И. Исследователь народной архитектуры Р.М. Габе – представитель творческой интеллигенции многонационального Петербурга // Историко-культурный ландшафт Северо-Запада – 4 / Седьмые Шёгреновские чтения. Сб. статей. В печати.
4. Шмакова В.Т. Новые материалы по народному творчеству (графические работы Р.М. Габе) // Ежегодник ГИМ. 1962. М., 1964. С. 182– 184.
5. Габе Р.М. Карельское деревянное зодчество. М., 1941.
6. Там же. С. З.
7. Габе Р.М. Материалы по народному зодчеству западных финнов Ленинградского округа // Труды комиссии по изучению племенного состава населения СССР. № 16. Л., 1930. С. 107–145.
8. Там же. С. 108–111.