Марина Викторовна Щербак,
заведующая отедлом по работе с посетителями,
Национальный музей Республики Карелия,
г. Петрозаводск
Краеведческая олимпиада «Онежские паруса» впервые прошла в Петрозаводске в 2009 г. Её инициатором выступила администрация Петровской школы г. Петрозаводска, пригласив в качестве партнера Национальный музей Республики Карелия. За эти годы сформировался определённый формат олимпиады, когда два тура проходят на базе школ города и районов, а на заключительном этапе участников принимает музей. Инициаторами такой работы в музее выступили сотрудники Отдела по работе с посетителями. Участники – это школьники девятых классов, обычно – пять человек с преподавателем. Задачей сотрудников отдела была подборка экспонатов по определённой теме в действующих экспозициях музея и их фотографирование. Затем эти фотографии выкладывались на сайте Петровской школы. Задача участников – как можно больше узнать про эти предметы. В помощь предлагалось использовать сайт музея, прийти на экскурсию, воспользоваться индивидуальной консультацией музейных сотрудников и т.д. Обычно на подготовку давалось три недели. За семь лет были использованы очень разные темы: поэма «Калевала», «Археологические памятники Карелии», «Старый Петрозаводск» и т.д.
Хочу подробнее остановиться на двух турах Олимпиады – 2014 и 2015 гг. В 2014 г. город Петрозаводск праздновал 70-летие освобождения от финских оккупантов и мы решили посвятить тур олимпиады именно этому событию. Подготовка началась в феврале, на этот момент в музее не было выставки, посвящённой этому событию. Мы решили взять в партнеры выставочный комплекс «Полёт». Он базируется в Детском доме творчества и состоит из предметов, взятых из частных коллекций или переданных поисковиками. Сотрудники комплекса любезно согласились принимать у себя группы школьников, а также поделиться с нашим музеем экспонатами для презентаций и занятий. Часть предметов сотрудники Отдела по работе с посетителями взяли в своём вспомогательном фонде. В течение трёх недель мы постоянно поддерживали связь с комплексом «Полёт», узнавая, проводят ли они экскурсии и сколько школьников к ним приходит. Благодаря этому сотрудничеству очень многие школы узнали про «Полёт», а НМРК приобрёл очень интересного партнёра. В дальнейшем многие акции нашего музея проходили при непосредственном участии директора музея «Полёт», и это сотрудничество продолжается до сих пор. В Национальном музее разработаны специальные занятия для участников олимпиады с использованием предметов и фотографий из фондов музея. Все школы очень ответственно подошли к подготовке, посетили занятия в музее и экскурсии в «Полёте». Сам тур олимпиады проходил в Зале Благородного собрания. В этот раз мы сделали исключение из правил: экспонаты, которые обычно дети видели только на экране в виде презентаций, сейчас можно было взять в руки. Капитаны команд наощупь выбирали по три предмета, далее следовала работа команды в течение сорока минут. Нужно было вспомнить все, что они узнали об этих предметах, составить связный рассказ и сделать презентацию. Пользоваться компьютерами или мобильными телефонами было запрещено. Во время подготовки за этим наблюдали учителя команд – соперниц. В состав жюри входили преподаватели ПетрГУ, которые оценивали презентацию с литературной точки зрения, психологи, которые наблюдали за командой во время подготовки презентации, актеры, которые оценивали работу с публикой и сотрудники Отдела по работе с посетителями, которые оценивали историческую достоверность презентаций. Доклады, подготовленные школьниками, были очень разными по жанрам – это и экскурсия, и «путешествие во времени», и «разговор с бабушкой», и даже поэма в стихах. Конечно, ребята очень волновались, от этого путали и даты, и некоторые названия, но в целом очень хорошо справлялись с ситуацией.
В этом же году мы впервые решили провести конкурс капитанов команд. Всем капитанам предлагалось подумать и справиться с задачей: уложить и завязать вещмешок «сидор». С укладкой все справились быстро, сложили вещи, чтобы они внутри не болтались и не звенели. А вот с завязыванием были большие проблемы, ни один из капитанов не смог сделать это, хотя на занятиях в музее сотрудники показывали, как это делается. Капитанам понадобилась «помощь зала». Один из школьников знал, как это правильно сделать, что и продемонстрировал. Его команде мы с удовольствием прибавили одно бонусное очко.
После подведения итогов обычно идет анкетирование ребят, где выясняем, насколько трудно было, какие задания для них были интересными и т.д. По результатам опросов корректируются вопросы на следующий год. В 2014 г. почти все отметили, что было очень хорошо всё подержать в руках, внимательно рассмотреть и т.д. Поэтому решено на следующий год сделать тур краеведческой олимпиады более «живым».
В 2015 г. в музее появилась выставка «Однажды,40 лет назад…», на которой представлены вещи 1960–1970-х гг. За месяц до начала олимпиады школьникам было предложено расспросить своих родителей, бабушек и дедушек о том, что они ели, где проводили праздники, какие песни слушали, какие передачи смотрели по телевизору, какие фильмы шли в кинотеатрах, какая была мода в 1970-х гг. Все команды с удовольствием посетили нашу выставку. При этом на экскурсии очень много вспоминали и учителя, которые привели детей. Кроме этого, каждой команде было предложено принести с собой какую-либо вещь того времени. Сам тур олимпиады проходил в виде игры «Что? Где? Когда?»: был ведущий, давалась минута на обсуждение, принимались ответы. Вот некоторые из вопросов: «За какими покупками ходили в гастроном?», «Что такое почтовый индекс?», «Какие товары обычно "выбрасывали"?», «Как были связаны капроновые колготки и лак для ногтей?», «Зачем нужна была шариковая ручка кассетному магнитофону?». В этот раз в игру мы предложили сыграть и учителям, вопросы для них были посложнее, но играли они с большим энтузиазмом. Многие потом попросили вопросы для себя и играли уже в своих школах. Игра была для школьников хорошим «погружением» в эпоху, что они потом отмечали в своих отзывах. После игры команды обменялись принесёнными предметами и получили по два предмета от сотрудников музея. Команды принесли с собой семейный альбом, газету «Пионерская правда», перекидной календарь, фотографии своих родных и близких. Музей предложил такие предметы, как сетка-«авоська», магнитофонные бобины, виниловая грампластинка, ручной миксер, калькулятор, пионерский галстук, детская кукла производства ГДР. Их нужно было сначала определить наощупь в игре «Чёрный ящик», а потом на их основе составить связный рассказ об эпохе 1970-х гг. Многие из команд построили свою презентацию в форме интервью с бабушками или родителями, была «экскурсия» по выставке и даже баллада в стихах под аккомпанемент гитары. Тема во многом была близка школьникам, поэтому материала для презентаций набралось достаточно, команды опирались на воспоминания родителей, учителей.
Интересно было наблюдать за учителями, которые искренне переживали за ребят, очень живо обсуждая презентации. Обычно они воспринимались спокойно, но в этот раз вызвали буквально фейерверк эмоций. После подведения итогов мы, по традиции, провели опрос. Учителя сказали, что с удовольствием вспомнили своё детство или молодость, услышали забытые песни или музыку. А школьники отметили, что во многом по-другому увидели своих родителей, т.к. те рассказали им о своём детстве, о бытовых подробностях, некоторые говорили, что раньше на эти темы с родителями никогда не разговаривали. Тем самым музей выполнил одну из своих многочисленных функций – сбор устной живой истории, в котором непосредственное участие приняли современные школьники.
Краеведческие олимпиады для школьников в НМРК будут продолжены и в 2016 г. Школьникам предложена тема по обновленной экспозиции «Природа Карелии».