Наталья Алексеевна Хозяинова,
заведующая отделом культурно-образовательных программ.
Национальный музей Республики Коми,
г. Сыктывкар
Национальный музей Республики Коми целенаправленно занимается привлечением молодёжи в музей. Музейные программы направлены на формирование нового имиджа музея: современного, открытого для реализации творческих возможностей молодёжи, где можно не только получить знания об истории и традиционной культуре народа, но и принять участие в интерактивных проектах. Музей из социально-пассивного учреждения превращается в социально-активное, повышается его авторитет в глазах молодёжи, в музее создаётся творческое интерактивное пространство. Этому процессу способствует организация акций, интерактивных выставок, образовательных программ. Важно не только хранить память, но и суметь донести до молодёжи на понятном ей языке важную информацию, что и вызывает сложность в наши дни.
Результативность, успешная реализация ряда просветительских проектов Национального музея Республики Коми, получивших поддержку региональной власти, позволяет нам говорить о дальнейшем развитии данного направления.
Остановимся на одном проекте, реализованном в музее в январе – июле 2013 года. Проект по созданию культурно-образовательной программы в музее неслучайно был назван «Утка туй» (Млечный путь). В наши дни жители больших городов часто не могут разглядеть на небе Млечный путь. Из-за искусственного освещения в городе всегда светло, даже ночью. Но, уехав подальше от городских огней, ночью можно увидеть светящуюся белёсую полосу, проходящую через весь небосвод. Она издавна привлекала внимание всех народов мира, и каждый народ давал ей своё название. Многие финно-угорские народы связывают Млечный путь с образом птицы. Коми назвал его «утка туй» (утиная дорога). Проект «Утка туй» был направлен на поддержку и развитие сотрудничества творческой сельской и городской молодежи, живущей в местах компактного проживания ижемских коми (г. Сыктывкар; Ижемский район Республики Коми; Белоярский район Ханты-Мансийского автономного округа), а также на их приобщение к ценностям национальной культуры коми и других представителей финно-угорского мира. Проект с неслучайным смысловым названием объединил талантливую творческую молодёжь вокруг уникального культурного наследия – музейной коллекции, связанной с образом водоплавающих птиц.
На обширной территории проживания родственных финно-угорских народов с древнейших времен сложилась сходная мифологическая картина мира, важная роль в который отводилась водоплавающим птицам.
Изображения различных птиц на территории Республики Коми известны с древнейших времен, они сохранились в декоративно-прикладном искусстве коми (зырян) вплоть до середины XX в. Предметы с акваорнитоморфными изображения выделяются из ряда других не только тем, что наиболее удачно отражают мировоззрение их творцов. Эти предметы сопровождали человека повсеместно, создавали его предметную среду, а также входили в ритуальную сферу бытия. Предметы с акваорнитоморфными мотивами постоянно функционировали в обрядах жизненного цикла населения европейского Северо-Востока: древние шумящие украшения в форме уточек должны были защищать женщин от злых духов, способствовать деторождению, солонки-утицы олицетворяли собой благословение родителей в свадебном обряде коми (зырян). Участникам проекта предстояло работать с коллекцией акваорнитоморфных коллекций музея: ковшами-братинами, чусi (серьгами), охлупнем, уткой-солонкой.
Перед музейными сотрудниками стояли такие задачи как повышение интереса у молодёжи к культурному наследию региона; изучение особого отношения к птице, послужившей прототипом орнитоморфных образов (матери-прародительницы у коми), сакрального отношения к утке; трансформация археологических и этнографических предметов неизвестных широкой аудитории (подвесок-кулонов, солонок, братин, самобытной игрушки «Инька») в образ (символ) земли коми; создание на основе разработанных символов продукции, демонстрирующей уникальность республики и народа коми (постеры, открытки; футболки, косынки, сумки).
Сотрудничество сельской и городской финно-угорской молодёжи проходило посредством изучения традиционной культуры через интерактивное действо: мастер-классы, экскурсии, творческие встречи, интернет-встречи, а также через прямое участие в итоговом мероприятии – выставке-фестивале.
Для достижения намеченных целей и задач были сформированы три рабочие творческие площадки под условными локальными названиями «Ижма» (Ижемский район РК), «Казым» (Ханты-Манскийский АО), «Сыктывкар».
Участниками рабочей группы творческой площадки «Ижма» стали десять воспитанников МБОУДОД «Ижемский РЦДТ») (руководитель – Е.А. Хозяинова, заместитель директора). Ребята провели работу с информантами по поиску и фиксации материала по отдельным элементам сакрального отношения к утке. Они узнали о том, что крыло утки до сих пор коми-ижемцами кладется под первые венцы строящегося дома, утиными крыльями подметают устье печи, из длинных перьев делают кисточку для смазывания выпечки и формы для выпекания. Грудная кость утки (вожа лы) сохраняется в качестве оберега и используется для разрешения спора. Они же восстановили изготовление традиционной куклы коми-ижемцев «Инька» (Ненка), в основе которой – утиная косточка (утка лы) и клюв (утка ныр) и проводили мастер-классы в режиме онлайн.
Участниками творческой площадки «Казым» стали воспитанники Детского этнокультурного стойбища «Нумсанг ёх» (Думающие люди) (руководитель – Е.Т. Федотова). Ребята выявляли схожие и отличительные элементы особого отношения к утке у коми, хантов и манси, также приняли участие в интернет-встречах в Национальном музее РК по ознакомлению с традиционной культурой коми. В ходе онлайн - общения коми и ненецкая молодёжь обменялась сведениями об особом отношении к утке у коми, хантов и манси. Коми молодёжь узнала, что глухарь (на хантыйском – лўк, на коми – тар), лебедь (на хантыйском — «хута», на коми – юсь), гагара (на хантыйском – тохта) играют большую роль в духовной жизни хантов. Гагары занимают особое место в мифологической картине мира хантов. Обе птицы сопричастны к созданию земли и маркируют нижний мир. Краснозобую гагару (лэлы) считают птицей, которая помогла в сотворении Земли. Особенно заинтересовало коми молодёжь об отношение хантов к глухарю. Эту птицу северный народ связывает со сном. На люльке каждого ребенка, напротив головы, изображается в виде орнамента глухарь сна.
Участниками третьей творческой площадкой проекта стали студенты I курса отделения «Дизайн» Колледжа искусств Республики Коми, (руководитель – С.П. Кубик, заведующий отделом искусств). На основе исследовательской работы, проведенной участниками творческих площадок «Ижма» и «Казым», студенты создавали образ утки в символах, знаках для воспроизведения на печатной продукции. Специально для них проводились экскурсии в отделе этнографии Национального музея РК, где они работали с подлинными предметами традиционной культуры народа коми, связанными с образом утки (шумящие подвески, утки-солонки, братины, изображения этой птицы на прялках и вышитых полотенцах).
В рамках проекта была организована творческая встреча «Диалог с профессионалом» студентов Колледжа искусств РК с известным художником-этнофутуристом Павлом Микушевым, чьё творчество основывается на финно-угорской мифологии. Во время диалога художник-этнофутурист рассказал начинающим художникам о процессе создания картин: о составлении композиции, выборе колорита на примере его конкретных произведений. Советы профессионала стали существенной необходимостью в создании качественного продукта — к маю 2013 г. студенты Колледжа искусств Республики Коми создали графические зарисовки, сюжеты, символы на тему «Птица», «Утка».
Музейный проект «Утка туй» оказался интересен не только молодёжи республики, соседних регионов, но также и иностранным представителям Финно-угорского мира. Студентам и преподавателям из Университета прикладных наук города Лахти и Лапландского университета в Рованиеми (Финляндия) и их куратору – к.п.н, доценту, преподавателю факультета искусств СыктГУ И.В. Земцовой удалось пообщаться в режиме онлайн с одной из творческих площадок проекта «Утка туй» — «Ижма». Общение шло как на финском, так и на коми, русском и английском языках. Гостям из Финляндии продемонстрировали видеоролик с мастер-классом по изготовлению куклы из утиного клюва, фотографии 87-летней ижемки Анастасии Поликарповны Рочевой, показывающей технологию изготовления куклы из утиного клюва, сделанные во время экспедиции в д. Гам Ижемского района.
Итогом совместной деятельности сельской и городской молодёжи стало создание интерактивной площадки «Утка туй» с показом археологических и этнографических памятников из музейных коллекций, графических символов в современной пластике, в бумажной и текстильной графике, созданных в ходе проекта. Открытие интерактивной площадки прошло в формате выставки - фестиваля с участием непосредственных участников проекта из Ижмы, Сыктывкара и Казыма, творческих коллективов, с проведением мастер-классов. В музее встретились участники проекта, живущие за тысячу километров друг от друга, общавшиеся в течение пяти месяцев только через Интернет. Специально к открытию выставки был подготовлен мультимедийный ролик на тему коми мифа о сотворении мира, выполненный в технике песочной анимации жительницей Санкт-Петербурга Светланой Спасёновой.
Для участников проекта в день открытия выставки был проведён фотоэксперимент «ЭТНОКАР» – фотосессия как способ подачи традиционной культуры в современном городском пространстве. Участники акции в ижемских сарафанах и хантыйских костюмах продемонстрировали красоту народной одежды на фоне урбанизированной среды.
В начале июня проект «Интерактивная площадка «Утка туй» был представлен на международном фестивале музеев «Интермузей – 2013» в Москве.
«Утка туй» позволил почувствовать сельской и городской молодежи не только значимость сохранения традиционной культуры, но и увидеть её место и роль в современной жизни. Реализация проекта позволила трансформировать образы и символы традиционной культуры в современную жизнь путем создания графических зарисовок символов на тему «утка», «птица», которые в последующем были использованы в сувенирной, рекламной продукции, демонстрирующей уникальность территории проживания коми. В связи с этим произошло новое осмысление забытых археологических и этнографических памятников с изображением птиц.
ЛИТЕРАТУРА
Волокитина Н.А. Образы водоплавающих птиц в традиционной культуре коми (зырян). Москва. 2011.