Историческая и музейная работа как средство воспитания личного состава органов внутренних дел Российской Федерации (на примере Музея истории Культурного центра МВД по Республике Карелия)

 Светлана Валентиновна Карпеченко,
хранитель фондов,
Культурный центр

МВД по Республике Карелия, 

г. Петрозаводск



Историческая работа в ОВД – это деятельность, проводимая в органах, организациях и подразделениях системы МВД России по изучению истории ОВД, накоплению и использованию исторических знаний с целью совершенствования правоохранительной практики, обучения и воспитания сотрудников органов внутренних дел РФ [1].

Предпосылками для особого внимания к исторической работе в правоохранительных органах являются изменения, происходящие в стране в целом и деятельности ОВД в частности, поскольку они обусловили повышение требований к сотрудникам. ФЗ от 07.02.2011 № 3 ФЗ «О полиции» задает высокие и конкретные требования к работе полицейских, их профессиональным и личностным качествам, специальной и психологической подготовленности к службе, сопряженной с риском, высокими физическими и психическими перегрузками, негативно влияющими на поведенческие реакции сотрудников и их эмоциональное состояние [2]. Однако, зачастую, современное общество выдвигает серьезные претензии к полицейским и их деятельности. В соответствии с этим, сотруднику необходимо повышать не только свой профессиональный уровень, но и формировать морально-психологическую устойчивость, правовую культуру, совершенствовать нравственный облик.

Кроме того, в условиях российской действительности, назрело время для реализации ряда важных общественных потребностей, таких как национальная самоидентификация, социальное самосознание, сплочение общества. Основополагающей базой для их формирования является развитое историческое сознание [3]. Но сегодня правомерно говорить о дезориентации исторического сознания российского общества, в том числе и сотрудников ОВД, как составляющей его части.

В связи с этим, проводимая в системе МВД РФ историческая и музейная работа способствует совершенствованию служебной деятельности сотрудников ОВД и, в то же время, является фактором стабилизации и сплочения общества.

Рассмотрим составляющие исторического воспитания на примере МВД по Республике Карелия.
1. Музей и музейная сеть. В состав ведомственной карельской музейной сети входит головной Музей истории Культурного центра МВД по РК, шесть комнат и 15 уголков истории в подразделениях правоохранительных органов г. Петрозаводска и районов республики.

Начало головному музею было положено в 1985 г. на базе Школы милиции МВД КАССР. За прошедшие годы музей претерпел несколько реорганизаций и сегодня представляет вполне современную экспозицию по истории охраны правопорядка в Карелии с XVII по XXI в. Помимо постоянной экспозиции, ежегодно представляется несколько временных выставок, проводятся различные музейные мероприятия. При этом доля сотрудников ОВД среди посетителей музея составляет от 10 до 20 %.

В подобных музейных образованиях:
- сохраняется история ведомства от становления по настоящее время;
- передается профессиональный опыт прошлых поколений (примеры раскрытия трудных или необычных дел, предотвращения событий, угрожавших жизни или здоровью граждан);
- сохраняется память о героических персоналиях, которые внесли значимый вклад в борьбу с преступностью и обеспечение правопорядка; во многих отделах есть сотрудники пострадавшие или погибшие при исполнении служебного и воинского долга. Также, здесь можно вести речь о «героях повседневности» [4].

В результате работы, проводимой на базе музейной сети, у сотрудников формируются патриотические ценности, общественно значимые взгляды и убеждения, уважение к истории страны, летописи МВД России и своей конкретной службе, профессиональным традициям.

2. Система единых дней государственно-правового информирования и морально-психологической подготовки личного состава. В тематические планы занятий в подразделениях на постоянной основе включены лекции по патриотической и исторической тематике, посвященные памятным и юбилейным датам в истории России и Министерства внутренних дел. При этом сотрудники музея максимально учитывают и региональный компонент.

Данный вид работы также знакомит с историей страны и ведомства, способствует сохранению традиций, поддерживает профессиональную преемственность.

3. Выпуск исторического печатного издания. Ежегодно, начиная с 2000 г., Музей истории выпускает печатное издание «Бюллетень Музея истории Культурного центра МВД по Республике Карелия», которое с 2011 г. имеет официальную регистрацию как периодическое научно-исследовательское издание [5]. В Бюллетене публикуются работы профессорско-преподавательского состава ВУЗов СЗФО, аспирантов, студентов, сотрудников научных учреждений, самостоятельных исследователей, ветеранов системы ОВД, посвященные истории становления и деятельности карельских правоохранительных органов.

За период 2000–2015 гг. выпущен 51 выпуск тиражом по 100–120 экз. каждый. На сегодняшний день Бюллетень имеет круг своих читателей, активно цитируется в научно-исследовательских работах, используется в системе патриотического воспитания сотрудников ОВД и граждан РФ.

4. Исторические формуляры подразделений и Книга Памяти. Важное значение имеет проведение архивных исследований, сбор документов о работе подразделений ОВД с момента их создания; комплектование материалов о ветеранах, записи их воспоминаний, а также информации о сотрудниках, погибших при исполнении служебного долга. В рамках исторической работы эта информация используется при оформлении Книги Памяти, куда заносятся данные о погибших в военное и мирное время сотрудниках ОВД, а также о ветеранах и сотрудниках, внесших значительный вклад в борьбу с преступностью. Также, ведутся исторические формуляры на все действующие и прекратившие свое существование подразделения ОВД из состава Олонецкой полиции-милиции, НКВД – МВД республики с составлением специализированной картотеки на весь начальствующий состав, на сотрудников, погибших и пропавших без вести в годы войны, а также на погибших при исполнении служебных обязанностей. Тем самым формируются страницы летописи региональных ОВД.

В ряде подразделений ведется самостоятельный поиск и сбор таких сведений по своим направлениям, что помогает сохранять профессиональную преемственность и традиции, формировать историческое сознание сотрудников.

5. Работа с ветеранами, профессиональными династиями, институт наставничества. Ветераны, развитый институт наставничества, профессиональные династии оказывают влияние на сохранение наследия служебных традиций. Профессиональное чутье и накопленный за время службы ветеранский опыт помогают и в раскрытии, и в предупреждении преступлений. В свою очередь, и сотрудники оказывают ветеранам непосредственную социальную помощь и поддержку, организуя торжественные встречи, посещения на дому; на сайте МВД по РК регулярно публикуются материалы о ветеранах и их службе. Повсеместно традиционно проводятся празднования дней республиканской, районной полиции, отдельных служб, на которые обязательно приглашаются ветераны. Данное направление работы помогает определить перспективы развития ОВД, способствует укреплению авторитета службы в органах внутренних дел в обществе, служит формированию патриотических чувств у сотрудников и членов их семей.

6. Историко-мемориальная работа. В рамках историко-мемориальной работы проводится целый комплекс мероприятий [6], в том числе: открытие в общественных местах или служебных помещениях ОВД памятных досок, обелисков; проведение мемориальных акций с возложением венков и цветов; проведение спортивных соревнований, каких-либо профессиональных или творческих конкурсов имени или памяти сотрудников; подготовка тематических выставок, стендов и иных средств наглядной агитации; зачисление имен погибших навечно в списки личного состава МВД по Республике Карелия; размещение материалов о погибших и организация освещения памятных мероприятий и акций в СМИ.

Таким образом, разноплановая историческая и музейная работа способствует повышению эффективности оперативно-служебной деятельности сотрудников путем нравственно-патриотического воспитания. При формировании исторического сознания у сотрудников развивается гражданская и профессиональная ответственность, активная социальная позиция, личностные качества, которые положительно влияют на решение задач, возложенных на органы внутренних дел.

ЛИТЕРАТУРА
1. Методические материалы для проведения занятий по морально-психологической подготовке со старшим и средним начальствующим составом органов внутренних дел Российской Федерации, на тему: Историческая работа в органах, организациях и подразделениях МВД России: проблемы и задачи». М., ДГСК МВД России, 2015.
2. Кубышко В.Л. Основные направления кадровой работы в органах внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2012. № 1 (48). С. 1–6.
3. Хорольская Т.Е.. Социально-педагогические условия формирования исторического сознания сотрудников ОВД России в процессе профессиональной подготовки: Дис. канд. пед. наук / http://www.dissercat.com/content/sotsialno-pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-istoricheskogo-soznaniya-sotrudnikov-ovd-ro#ixzz3yHISaAGe
4. Полицейские в Кеми проявили «доброту, чуткость и сочувствие» / http://www.stolica.onego.ru/news/310811.html
5. Федосов А.В. Бюллетень Музея истории МВД по Республике Карелия – 15-летний юбилей // Бюллетень Музея истории Культурного центра МВД по Республике Карелия. Петрозаводск, МВД по Республике Карелия, 2015. Вып. 3 (50). С. 1–13.
6. Организация работы по патриотическому воспитанию сотрудников органов внутренних дел, курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России: Методические рекомендации. М., ЦОКР МВД России, 2009.