Елена Евгеньевна Ициксон,
главный архитектор проектов,
Проектный институт «Карелпроект»,
г. Петрозаводск
Государственный музей-заповедник «Кижи», основной территорией которого является Кижский архипелаг на Онежском озере, имеет представительские и выставочные помещения также в Петрозаводске. Положительной практикой музея является то, что он не строит новых зданий, а реставрирует городские объекты культурного наследия, приспосабливая их для музейных нужд и потребностей. Использование памятников архитектуры для музейной функции стало одним из способов сохранения объектов культурного наследия, что соответствует государственной культуроохранной политике. Политика музея-заповедника, особенностью которого является реставрация и изучение памятников архитектуры, а также использование их в туристской деятельности, распространяется на материк и является живым примером для Петрозаводска в области работы с объектами культурного наследия.
Одним из впечатляющих образцов культуроохранной деятельности музея-заповедника последних лет стала реставрация и приспособление здания бывших ремесленных мастерских технического училища судовых машинистов, которое располагается на пл. Кирова, 10.
Петрозаводское Техническое училище судовых машинистов было преобразовано из ремесленного училища, построенного на бывшей Соборной площади в 1895 г. (ныне – здание презентационно-выставочного центра музея-заповедника). Главное здание училища – кирпичное, двухэтажное, с пристройкой для кузницы, примыкавшей к нему со двора; второе, располагавшееся по соседству, вдоль линии застройки на площади – деревянный двухэтажный флигель, который предназначался под квартиры преподавателей. Ремесленные мастерские училища первоначально располагались в главном корпусе и одноэтажной пристройке к нему со стороны двора. Однако после реорганизации бывшего ремесленного училища , связанной с увеличением практических дисциплин, включая литейное дело, остро встал вопрос о новом здании для ремесленных мастерских.
Самый первый эскизный набросок планировки здания в 1909 г. сделал окружной архитектор Министерства народного просвещения Василий Михайлович Андросов (1872–1944). Настоящий же подробный проект с расчетами и сметами сложного по технологии здания мастерских, а также с проработкой фасадов был выполнен в Петрозаводске Олонецким губернским архитектором Вагаповым спустя полгода.
Мирза-Ибрагим Абдулович Вагапов (1860 – после 1916) в 1888 г. блестяще окончил Петербургский институт гражданских инженеров , что позволило ему, впрочем, как и всем выпускникам этого заведения, стать универсальным специалистом, сочетая мастерство архитектора с умениями и знаниями инженера-строителя. Зимой 1909 г. уже опытным специалистом М.-И. Вагапов был назначен губернским архитектором в Петрозаводск.
Здание ремесленных мастерских, включающее просторные высокие помещения для мастерских столярной, слесарной и механической, своим внешним видом, стилем архитектуры напоминало новые заводские корпуса Александровского завода . Отсутствие штукатурки на фасадах, карнизы и элементы декора, пояски и угловые лопатки, выполненные из кирпича – принципиальное архитектурное решение здания в так называемом «кирпичном стиле». В кирпичном стиле, берущем свое начало именно в промышленной архитектуре XIX в., проявился рационализм эпохи рубежа веков, а использование его в гражданской архитектуре подвигло зодчих к открытию разнообразных приемов использования декоративных свойств обыкновенного кирпича.
В Петрозаводске к тому времени уже появились замечательные здания учительской семинарии и католического костела на Святнаволоцкой, построенные в кирпичном стиле. На Соборной площади, среди оштукатуренных фасадов гимназий и соборов, краснокирпичный объем ремесленных мастерских выглядел бы достаточно чужеродно. Однако это новое здание никак не участвовало в ансамбле площади, будучи поставленным в глубине участка. Оно было закрыто двумя корпусами Технического училища, формирующими южный фронт застройки площади, – главным учебным и тем, где помещались квартиры преподавателей.
Внутреннее пространство мастерских также соответствовало заводским масштабам: десятиметровый пролет между кирпичными наружными стенами был перекрыт стропильными фермами, опирающимися по центру лишь на ряд стройных чугунных колонн. Это давало большой выигрыш в площади и позволяло расположить необходимое количество станков «без утеснения». Высота помещений от пола до потолка составляла 5,3 метра, большие окна освещали мастерские с обеих сторон.
Здание ремесленных мастерских строилось довольно долго: фундаменты были заложены в 1910-м, а окончательное освидетельствование прошло только в феврале 1914 г. Этому были причины. Как объяснял в своем рапорте директор Технического училища: «Такая сравнительно большая продолжительность работ произошла вследствие совершенной невозможности своевременного приобретения в г. Петрозаводске как строительных материалов, так и найма рабочих рук. …
Только в 1911 г. оказалось возможным приступить к кладке кирпичных стен; но вследствие большого расхода кирпича в этот год на другие городские постройки Училище могло получить кирпич в количестве, достаточном для возведения только ¾ всех стен, а на остальную часть стен кирпича в городе не оказалось» …
Действительно, в Петрозаводске в эти годы наблюдался настоящий строительный бум. В это время возводились два крупнейших городских объекта – хирургическая лечебница земской больницы на Садовой улице (ныне ул. Кирова) и здание театра Благотворительного общества на Мариинской, в котором позднее разместится известный кинотеатр «Триумф». В 1912–1915 гг. также проводилась большая капитальная перестройка здания Духовной консистории на Соборной площади.
Впрочем, кроме отсутствия кирпича и рабочих, строительство затормозилось и тем, что в проект ремесленных мастерских в процессе строительства были внесены серьезные изменения. Так, пришлось отказаться от первоначально запроектированного в здании парового отопления в связи с дороговизной доставляемого из Петербурга оборудования и вернуться к традиционному печному. Размещение печей в мастерских, в свою очередь, потребовало изменения технологических решений, связанных с расстановкой оборудования и станков. Также было решено устроить дополнительные подвальные помещения под котельной и паровой машиной. Директор училища объяснял это так: «Означенное добавление было вызвано необходимостью помещения в подвале всего трубопровода, потребного при установке котла и машины, причем при таком устройстве весь трубопровод являлся доступным как для ремонта, так и для осмотра учениками при изучении ими паровых машин». Для более эффективного использования объема здания была устроена «антресоль с темной комнатой для фотографических работ».
Уникальный для Петрозаводска объект – ремесленные мастерские технического училища – был полностью завершен в феврале 1914 г. Это здание – единственное, которое осуществлено в нашем городе по проекту архитектора М.-И. Вагапова, покинувшего Петрозаводск в 1910 г.
В течение следующих двух лет были проведены работы по переустройству главного здания училища, так как с выездом оттуда мастерских в нем потребовалась большая перепланировка. Все работы, как по строительству нового здания мастерских, так и по капитальной переделке главного корпуса выполнял губернский инженер, архитектор Александр Федорович Безпальчев (1862 – 1941/1943)
После 1917-го училище сохранило свое функциональное назначение. Школа фабрично-заводского ученичества при Онежском заводе, ремесленные училища, потом – профессионально-технические.
А в 1990-х оба здания, вместе с профессионально-техническим образованием оказались никому не нужными. И удивительно быстро стали приходить в упадок… Снято отопление, выбиты стекла, утрачены даже деревянные перекрытия в двухэтажном корпусе бывшего Технического училища судовых машинистов.
Правительством Республики Карелия оба здания были приняты на государственную охрану в качестве объектов культурного наследия. Главное здание технического училища (пл. Кирова, 10а) в 1998 г. было внесено в реестр объектов культурного наследия, а ремесленные мастерские (пл. Кирова, 10) с 2000 г. поставлены на учет в качестве выявленного ОКН.
Безвозмездная передача обоих зданий музею-заповеднику «Кижи» открыла новую страницу в их жизни – реставрация и ремонт полуразрушенных объектов сделали возможным их дальнейшее существование в режиме востребованности как музейным сообществом, так и горожанами. Кроме административных помещений, в доме № 10а располагается выставочный зал.
А бывшие ремесленные мастерские (пл. Кирова, 10) обрели новую жизнь в роли музейного фондохранилища, которое после проведения ремонтно-реставрационных работ было введено в эксплуатацию в 2012 году.
Снаружи здание ремесленных мастерских сохранило свой исторический облик, помолодев на 100 лет. Изнутри – подверглось серьезной реконструкции: вместо одного высокого этажа было устроено целых три путем углубления подвала, организации дополнительных перекрытий и замены стропильной конструкции. В подвальном этаже разместились столярная и реставрационная мастерские, помещения обработки новых поступлений, а также – инженерно-технические службы. На первом этаже – кабинеты хранителей, реставрационные мастерские и фотостудия; на втором, включающем бывшее чердачное пространство, – помещения хранения, организованные и оборудованные в соответствии с самыми современными музейными требованиями. Причем в этом фондохранилище музей реализовал систему так называемого открытого хранения фондов, которая позволяет знакомиться с экспонатами посетителям. Это стало еще одним местом притяжения горожан к старинному зданию в центре Петрозаводска, вернувшемуся к нам обновленным и наполненным новым содержанием.
Памятники архитектуры, являясь объектами культурного наследия, экспонатами истории и градостроения, обогащают пространство любого музея, привнося аромат и ощутимую толщу прошедших времен во все музейные экспозиции. Посетитель чувствует энергию старых стен, энергию подлинности и ему не все равно, в каких залах и зданиях смотреть постоянные или временные музейные выставки.
Как театр начинается с вешалки, так музей начинается на улице, при подходе к нему. Экспонаты могут выставляться на любых площадках, новейшие музейные технологии могут быть реализованы в любых помещениях, уникальное же здание-памятник – неотъемлемая часть конкретного городского пространства, обладающего своей историей, имеющего единственный адрес.