Анна Сергеевна Иощенко,
кандидат исторических наук,
начальник экскурсионно-массового отдела,
Государственный музей городской скульптуры,
г. Санкт-Петербург .
Карина Олеговна Валегина,
методист по научно-просветительской деятельности
экскурсионно-массового отдела
Государственный музей городской скульптуры,
г. Санкт-Петербург
Выставочный проект «Женщины в стране Советов. Монументальная скульптура Ленинграда» завершает трилогию выставок, посвященных истории Ленинского плана монументальной пропаганды. Первая выставка «Новый монумент на старый постамент. История плана монументальной пропаганды в Петрограде и Москве» состоялась в 2013 г. и была посвящена памятникам двух столиц, установленным в 1918–1924 гг. «Марш вождей и героев», реализованный в 2014 г., освещал предвоенный период в истории московской и ленинградской скульптуры.
Поводом к реализации проекта «Женщины в стране Советов», полностью посвященного монументальной скульптуре Ленинграда, послужил «юбилей» праздника 8 марта. 8 мая 1965 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР, согласно которому Международный женский день стал не только праздником, но и выходным днем. Выставка представляет женские образы в монументальной скульптуре Ленинграда с разных сторон. Представлены монументы, установленные в честь реальных исторических персонажей, символические и аллегорические памятники, монументально-декоративная скульптура. Особое место занимает часть, посвященная мемориальным доскам Ленинграда, увековечивающим имена выдающихся женщин. Привлечение архивных фотоснимков существенно дополнило выставку, отразив историю бытования монументов в городской среде. Модели памятников из фонда Государственного музея городской скульптуры отражают творческий поиск скульпторов, создававших монументы Ленинграда.
Первым монументом женщине в советском Петрограде стал гипсовый бюст Софьи Перовской. Согласно «Списку революционеров и общественных деятелей, писателей и поэтов, философов и ученых, художников, композиторов и артистов, которым предполагалось установить памятники в 1918–1919 гг. в соответствии с решением Совнаркома от 30 июля 1918 г.» , в Петрограде и Москве следовало установить монументы двум женщинам: народнице Софье Перовской и актрисе Вере Комиссаржевской. Памятник Комиссаржевской так и не появился. Гипсовый бюст Перовской работы итальянского скульптора О. Гризелли был установлен на Знаменской площади у Московского вокзала в декабре 1918 г. Присутствовавший на торжественном открытии монумента скульптор Л. Шервуд писал в своих мемуарах: «Когда памятник Перовской был открыт, то вместо русской революционерки все увидели могучую львицу с громадной прической, с мощными формами лица и шеи, ничего общего не имевшую с реальным образом Перовской. Это так поразило и оскорбило присутствующих, что памятник был немедленно закрыт» . Памятник Перовской простоял четыре месяца и был снят в апреле 1919 г.
После демонтажа бюста Перовской монументы женщинам начали устанавливать в Ленинграде только после Великой Отечественной войны. Первым памятником стала статуя Зои Космодемьянской, установленная в Московском парке Победы в 1951 г. Выдающийся советский скульптор М.Г. Манизер к работе над образом героини приступил в 1942 г., на следующий год после смерти партизанки. Работая над портретным образом, автор использовал фотографии и газетные публикации. В Ленинграде памятник установили к десятилетию подвига Зои Космодемьянской.
После Зои Космодемьянской новыми женскими образами в монументальной скульптуре Ленинграда стали героини антифашисткой подпольной организации комсомольцев «Молодая гвардия». В 1956 г. в парке им. 30-летия ВЛКСМ (парк «Екатерингоф») открыли многофигурный памятник «Героям Краснодона», в котором представлены два женских образа: Ульяна Громова и Любовь Шевцова. Памятник является авторским повторением скульптурной группы «Клятва», установленной в 1954 г. в г. Краснодоне.
В 1960−1970-е годы в ленинградской монументальной скульптуре прослеживается интерес к теме революционных движений и Гражданской войны. В 1960 г. в сквере на пр. Обуховской обороны был открыт гранитный бюст Н.К. Крупской. Памятник участнице антиправительственного движения «Обуховская оборона» 1901 г. Марфе Яковлевне Яковлевой открыли в 1971 г. перед зданием Комбината цветной печати на пр. Обуховской обороны. До революции здесь находилась карточная фабрика, на которой работала Яковлева.
Один из последних женских памятников Ленинграда − бюст Галины Улановой, установленный в 1984 г. в Аллее Героев Московского парка Победы. Это прижизненный памятник выдающейся балерине, которая была удостоена такой чести, так как являлась обладательницей звания дважды Героя Социалистического Труда.
В монументальной скульптуре Ленинграда женские символические изображения посвящены подвигу и страданиям жителей и защитников города в годы Блокады. «Родина-Мать» Пискаревского мемориального кладбища − самый грандиозный и величественный образ скорби, представленный в женском облике. Шестиметровая бронзовая женская фигура на высоком постаменте является композиционным центром мемориального комплекса. Фигура «Родина – Мать» немного наклонена вперед, что создает впечатление движения. Героиня держит в руках гирлянду из дубовых листьев, предназначенную для возложения к братским могилам жителей и защитников Ленинграда. Автором статуи «Родина – Мать» стала скульптор Вера Васильевна Исаева, пережившая годы Блокады в Ленинграде. Работая над монументальным женским образом, Исаева выполнила множество эскизов, скульптурных этюдов и рисунков с натуры. Особенно сложной оказалась работа скульптора над выражением лица героини. После многократных набросков, выполненных с натурщиц, Исаева создала собирательный женский облик.
Женские образы играют важную роль в художественном решении монумента «Героическим защитникам Ленинграда», открытом на площади Победы 9 мая 1975 г. В отличие от статуи «Родина-Мать» Пискаревского кладбища, в комплексе «Героическим защитникам Ленинграда» центральный женский образ отсутствует. В скульптурной группе «Народное ополчение» представлены мать, провожающая сына на войну, и юная санитарка; в группе «Трудовой фронт» − литейщицы, работающие на нужды фронта; в группе «Народные мстители» − девочка, приветствующая снайперов; «На окопах» − две женщины, строящие защитные укрепления Ленинграда. Центральная скульптурная группа «Блокада» − многофигурная композиция, создавая которую скульптор М.К. Аникушин обращался к наследию мирового искусства, главным образом, к творчеству Микеланджело. Образ скорбящей матери, держащей на руках мертвое тело ребенка, − мотив «Пьеты» Микеланджело, созданной в 1499 г. (собор Св. Петра, Ватикан). Фигура солдата, поддерживающего ослабевшую женщину, композиционно напоминает «Пьету с Никодимом» работы Микеланджело, созданную в 1550–1553 гг. (собор Санта Мария дель Фьоре, Флоренция). Таким образом, в отличие от женских символических памятников дореволюционного Петербурга, основанных на античной традиции, символические памятники Ленинграда связаны с христианской традицией представления женских образов. Несмотря на то, что официальная идеология советского искусства была чужда религиозным воззрениям, скульпторы все же обращались к многовековым, проверенным художественным образам.
«Советская скульптура воплотила в своих произведениях образ нового человека – строителя социалистического искусства» . Бронзовые образы «нового человека» появились в 1930-е гг. в садах и парках Ленинграда. Центральный парк культуры и отдыха им. С.М. Кирова планировалось превратить в «единственный в своем роде музей антиков под открытым небом» . Помимо копий произведений античных и ренессансных мастеров, в ЦПКиО планировали установить копии бюстов вождей и лучших образцов советской скульптуры. Замысел не был реализован. М.Г. Манизеру заказали восемь работ, из которых совместно с женой Е.А. Янсон-Манизер он выполнил только четыре: «Гимнастка на буме», «Метательница диска», «Танцовщица», «Дискобол». Статуи установили на главной аллее парка в 1935–1936 гг. Бронзовые статуи были неоднократно повторены для оформления парковых ландшафтов советских городов. Таким образом, в предвоенные годы появление женских образов в монументально-декоративной скульптуре Ленинграда связано с идеей воспитания новой породы людей, сильных и смелых граждан молодой страны Советов. Пока основную идеологическую функцию выполняла установка монументов, посвященных В.И. Ленину и партийным деятелям, создание памятников собирательным женским образам приобщало людей к активному досугу. Бронзовые «спортсменки» в парковых ландшафтах Ленинграда сменили античных богинь и нимф имперского Петербурга.
В 1970-е гг. на территории парка им. В.И. Ленина (Александровский парк) впервые в истории Ленинграда предпринимается попытка создания парка современной скульптуры. Общей темой стало изображение рядового ленинградца, его переживаний и чувств. Для реализации задуманного были привлечены ведущие мастера своего времени. Несколько монументально-декоративных скульптурных композиций посвящены теме материнства: «Мать и сын», «Материнство». Статуи «Художница», «Девушка с голубем», «Утро» рассказывают об увлечениях горожан, живущих в мирное время.
Помимо городских памятников, имена выдающихся женщин – героинь Советской страны, увековечивают мемориальные доски, расположенные на фасадах зданий. «Именные» мемориальные доски начали устанавливать в Петербурге в конце XIX в. Среди них первой «женской» стала доска, посвященная Анне Павловне Философовой − общественному деятелю и одному из лидеров женского движения в России в 1860−1880-х гг. После революции 1917 г. мемориальная доска в честь женщины была установлена в 1948 г. на здании Технологического института (Розалии Землячке, участницы революционных событий 1905–1907 гг.). Всего с 1948 по 1991 гг. в Ленинграде было установлено около 20 мемориальных досок в память о женщинах. Большинство из них – деятели культуры: актрисы В.А. Мичурина-Самойлова, В.Ф. Комиссаржевская, Е.П. Корчагина-Александровская и др., педагог А.Я. Ваганова. Из участниц революционного движения мемориальными досками неоднократно было отмечено имя Н.К. Крупской. В 1989 и 1990 гг. доски появились на домах, в которых жили А.А. Ахматова и О.Ф. Берггольц.
Монументальная скульптура – важный исторический источник, характеризующий идеологию эпохи, общественные и эстетические воззрения. «По современным произведениям в будущем станут судить о нашей эпохе, и мы не имеем права забывать об этом» , – говорил М.К. Аникушин.