Роль музея в изучении и сохранении карельской березы – уникального объекта живой природы

 Лидия Васильевна Ветчинникова,
доктор биологических наук, доцент,
заведующая лабораторией лесных биотехнологий, 
Институт леса Карельского научного центра РАН.
г. Петрозаодск

Карельская береза является одним из признанных символов Республики Карелия. Повышенный интерес к ней не случаен. Во-первых, она характеризуется уникальной узорчатой текстурой древесины, благодаря которой получила мировую известность. Во-вторых, она носит исторически утвердившееся название – карельская береза. В-третьих, наибольшая в мире по числу деревьев природная популяция карельской березы располагается на территории Республики Карелия и имеет статус ботанического заказника. В-четвертых, карельская береза является редким растением, и во многих частях своего ареала, расположенного исключительно в северо-западной части континентальной Европы, находится на грани исчезновения [1].

Исторически сложившееся название «карельская береза», по всей вероятности, связано с названием местности, где ее древесина активно использовалась для поделок мастерами-краснодеревщиками. Следует заметить, что в границах ареала (преимущественно на территории стран Балтийского региона) карельская береза, как правило, имеет еще одно название на национальном языке. Так, в Финляндии она известна как «visakoivu»; в Швеции – masurbjörk, в Германии – masurbirke, в Эстонии – maarjakask, в Литве – rupberžis, в Белоруссии – «чечетка» и т. д. Тем не менее с 1857 г., согласно бинарной номенклатуре, за карельской березой закрепилось научное название на латинском языке Betula pendula Roth var. carelica (Merclin) Hämet-Ahti, сохранившее ее «карельское» происхождение [2].

Следует заметить, что систематическое изучение биологических особенностей карельской березы были начато лишь в 20–30 годах ХХ века одновременно в Финляндии и Карелии, однако высокая ценность ее декоративной древесины и ранее неоднократно привлекала внимание исследователей. Об этом свидетельствуют некоторые исторические сведения. Так, утилитарное использование карельской березы с названием «visa» (узорчатая древесина) впервые зарегистрировано в 1745 г. в словаре финского языка, составленного Даниелем Юслениусом. Позднее, в 1759 г. в университете г. Турку (Финляндия) была подготовлена дипломная работа, посвященная свойствам и использованию древесины карельской березы [2, 3].

В России первые сведения о березе, которая «внутренностью походит на мрамор» относятся к 1766 г. По приглашению Екатерины I с 1727 по 1753 гг. лесной знатель форштмейстер Фердинанд Габриель Фокель обследовал леса Санкт-Петербургской, Олонецкой, Новгородской и Архангельской губерний. Итогом его 25-летней практической деятельности в России стала книга по лесоводству, подготовленная им в 1752 г., однако она вышла в свет в 1766 г., т. е. спустя 13 лет после смерти автора [4, 5].

Свое выражение карельская береза нашла также в произведениях литературы и искусства. Например, в середине XIX века свилеватая береза упоминается в карело-финском эпосе «Калевала» (44 руна). Образцы мебели из карельской березы, представленные в музеях г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, а также описанные в ряде произведений классиков отечественной литературы (например, И.С. Тургенева «Отцы и дети», К.М. Станюковича «Морские рассказы» и др.), характеризуют эпоху «русского ампира». В 1900 г. на Мировой ярмарке в г. Париже «финский» павильон среди национальных символов украшала мебель из карельской березы.

Следует заметить, что все вышеперечисленные сведения и события охватывают период с 1745 г. по 1900 г. и не отражают полную картину взаимоотношений человека с карельской березой. Более того, по-прежнему остается открытым один из главных вопросов: когда в историческом разрезе могла появиться карельская береза? Дендрохронологические реконструкции, которые получили новое развитие в последние десятилетия, могли бы стать дополнительным источником информации о происхождении карельской березы и особенностях ее развития, однако жизненный цикл она совершает приблизительно за 120–140 лет, что также не позволяет выйти за рамки XIX века. Однако изделия из ее древесины характеризуются высокой прочностью и твердостью.

Исходя из вышесказанного, в последние годы особое внимание нами было уделено изучению музейных фондов, собранных в Северной Европе (преимущественно в Швеции, Дании, России (Республика Карелия)) по теме «Карельская береза». Результаты проведенных исследований показали, что карельскую березу применяли для отделки интерьеров, например, в Швеции, еще в XVII веке (а не в XVIII, как это считалось прежде [6]). Более того, в коллекции Скандинавского музея (г. Стокгольм, Швеция) к наиболее ранним предметам из карельской березы относят кувшины, предполагаемые даты изготовления которых считаются 1564 и 1617 гг. Однако первые официально датированные изделия, которые нам удалось обнаружить в коллекции этого музея, относятся к 1726 г. Речь идет о резном кувшине из карельской березы, который снабжен информацией о его происхождении и назначении, размещенной на серебряном ободке вокруг крышки. Историки отмечают, что серебряный лев, возвышающийся на крышке, часто встречается и на норвежских изделиях. Следовательно, в начале XVIII века (и ранее) карельская береза использовалась как в Швеции, так и в Норвегии. В настоящее время вырезанный из цельной древесины кувшин является одним из самых ценных экспонатов коллекции Скандинавского музея, возвращенных в Швецию через аукцион в начале 1930-х гг. [2, 7].

В Национальном музее Республики Карелия (НМРК, г. Петрозаводск) хранится более трёхсот предметов и документов по теме «Карельская береза», преимущественно в фондах «Дерево» и «Кино-фото-фонодокументы. Среди них к наиболее ранним относится «Солонка», изготовленная в конце ХIХ века в деревне Кажма Медвежьегорского района. Заслуживают внимания сюжетные и видовые фотографии 1937 г., отображающие коллектив работников артели-школы «Карельская береза», их производственные помещения и продукцию (с. Великая Губа, Заонежье). Несмотря на то, что большинство экспонатов в фондах НМРК относятся к ХХ веку, они иллюстрируют характерные черты советской эпохи, в которой само название – карельская береза – в определенной степени отражала национальную самобытность местного населения.

С целью популяризации карельской березы, которая является одним из символов Республики Карелия, на базе Национального музея Республики Карелия было организовано две выставки: одна из них – в 1998 г. в отделе «Природа» (куратор выставки от НМРК: С.Я. Кузнецова; от ИЛ КарНЦ РАН – д.б.н. Л.В. Ветчинникова), а другая – передвижная фотовыставка «Жемчужина карельского леса» – в 2014 г. (кураторы от НМРК: Е.Н. Лещёва, С.Ю. Ильина при участии С.М. Титова; от ИЛ КарНЦ РАН – д.б.н. Л.В. Ветчинникова).

Выставка «Карельская берёза в Карелии» (1998 г.) включала в себя несколько комплексов. Первый из них раскрывал биологические особенности карельской березы и состояние ее заказников, выделенных на территории Республики Карелия. Во втором разделе выставки нашли отражение материалы, характеризующие результаты научных исследований, а также первые успехи по привлечению инновационных биотехнологий (in vitro) для воспроизводства редкой породы. Производственная деятельность специалистов лесного хозяйства, направленная на размножение и выращивание карельской березы, была представлена в четвертом разделе. Пятый комплекс рассказывал о продукции из карельской березы: от начала ХХ века (артель «Карельская береза», зав. производством С.И. Синявин) до его завершения (ООО «Наша мебель», директор С.А. Сычев). На выставке был также представлен фоторяд кабинета из карельской берёзы, состоявшего более чем из десяти предметов, изготовленного более двухсот лет назад (собственность В.П. Клещевниковой).

Фотовыставка «Жемчужина карельского леса» (2014 г.) содержала восемь тематических баннеров, а также фотографии из фонда НМРК, отражающие внешний вид карельской березы и уникальные вещи из узорчатой древесины, выполненные неизвестными мастерами и представителями именитых династий краснодеревщиков Карелии [8].

Таким образом, согласно литературным данным, утилитарное использование карельской березы как источника высокоценной древесины до сих пор относилось к середине XVIII века, а начало ее целенаправленного изучения – 20–30 гг. ХХ века [6]. Однако экспонаты музеев Северной Европы свидетельствуют, что в странах, где в природных условиях произрастает карельская береза, уже более пятисот лет (а не триста лет (!)) ее древесина применяется для изготовления разных изделий и древесных орнаментов. Отсюда следует, что история появления карельской березы насчитывает более длительный период, чем предполагалось ранее. Вместе с тем, к началу ХХI века, вероятно, главным образом из-за бесконтрольных рубок (ради высокоценной древесины), ареал карельской березы значительно сократился, уменьшилась эффективная численность ее популяций, а в целом ряде мест она даже оказалась на грани исчезновения. Поэтому интерес к карельской березе, заметно возросший в разных странах на рубеже ХХ–XXI веков, имеет не только экономический, но и природоохранный аспект.

Работа осуществлялось в рамках государственного задания (тема № 0020-2014-0002), а также по согласованию с Национальным музеем Республики Карелия и Датским лесным обществом.

ЛИТЕРАТУРА
1. Красная книга Карелии Республики Карелия. Петрозаводск, 2007. С. 45–46.
2. Ветчинникова Л.В., Титов А.Ф., Кузнецова Т.Ю. Карельская береза: биологические особенности, динамика ресурсов и воспроизводство. Петрозаводск, 2013. 312 с.
3. Kosonen M. (ed.) Visakoivu – Curly Birch. Keuruu, Finland: Kustannusosakeyhtiö Metsälehti; 2004. 208 p.
4. Лупанова Е.М. Импорт в Россию немецких идей в сфере лесоохраны в XVIII в. // Немцы в Санкт-Петербурге. Биографический аспект. XVIII–XX вв. Вып. 7. СПб.: МАЭ РАН, 2012. С. 37–45.
5. Редько Г.И. Лесной знатель Ф.Г. Фокель в России // Изв. выс. уч. зав. Лесн. журн. 1990. № 5. С. 129–131.
6. Соколов Н.О. Карельская береза Петрозаводск. 1950. 116 с.
7. Nordiska museets och Skansens årsbok 1932 / Red. A. Lindblom, G. Berg, S. Svensson. Stockholm, 1932. S. 297–300.
8. http://nmrk.karelia.ru/site/section/871