Формирование отношения к национальной культуре и истории Карелии Карельским государственным краеведческим музеем в 1950-е гг. (по книгам отзывов посетителей музея)

Мадина Расуловна Каумова,
аспирант кафедры отечественной истории ПетрГУ,
главный архивист отдела НСА? 
Национального архива Республики Карелия,
г. Петрозаводск

Музеи в XX в. имели огромное значение для развития культуры нашей страны. Они не только сохраняли и презентовали памятники прошлого, транслируя заложенные в них смыслы, но формировали мировоззрение нового человека советской формации [1]. Эти особые социальные институты воспроизводили доминирующие идеологические понятия о том, что такое репрезентация прошлого. Репрезентация исторического прошлого, которую создают музеи, играет большую роль в формировании восприятия условий обычной жизни, также как и важных событий истории [2].

Для унификации репрезентации смыслов, заключенных в музейном предмете, используется текст, который дает определенное толкование тому, что видит посетитель. Таким образом, текст, включенный в экспозицию, представленный в виде рассказа экскурсовода, поясняющий предметный ряд и дающий общее представление о репрезентируемой исторической эпохе, стал главным инструментом интерпретации музейного показа и остается таковым до сих пор.

Источником, позволяющим получить информационный срез первых впечатлений, эмоций и запоминающихся моментов экспозиционного показа, которыми хотели поделиться экскурсанты, являются книги отзывов посетителей. В круг научных проблем, для решения которых необходимым представляется привлечение документов данного вида, входит исследование механизма формирования позитивного отношения к культуре и истории Карелии. Целью данной работы является определение на основе изучения книг отзывов посетителей Карельского государственного краеведческого музея (с 2011 г. – Национальный музей РК) общих и особенных черт в отзывах посетителей, свидетельствующих о формировании определенного представления о Карелии. Для изучения были привлечены заполнявшиеся после окончания осмотра системы основных экспозиций и экскурсий книги отзывов посетителей за 1950-х гг.

1950-е гг. – это временя продуктивной работы сотрудников Карельского государственного краеведческого музея над формированием системы основных экспозиций. В этот период также выходят первые обобщающие труды по истории края, это, прежде всего монография «Очерки истории Карелии», которая во многом определила структуру основных отделов экспозиции музея, а также подход к интерпретации исторического прошлого Карелии. Основными источниками по изучению экспозиционной деятельности музея служат тематические экспозиционные планы, которые можно рассматривать как продукт историографии 1940-х – середины 1950-х гг., вобравший в себя основные тенденции в исторической науке указанного периода и черты политической и идеологической обстановки периода своего создания.

Первая экспозиция по истории дореволюционного прошлого Карелии, разработанная после перерыва в деятельности музея во время Великой Отечественной войны была открыта в 1948 г. (в 1954 г. была произведена реэкспозиция), а экспозиция по истории Советской Карелии – в 1952 г. В книгах отзывов данного периода преобладают слова благодарности экскурсоводам и сотрудникам музея за проделанную работу, за интересные экскурсии и лекции, проводимые в стенах музея. Нередко встречаются отзывы, содержащие конструктивную критику, касающуюся как интерпретации исторического прошлого, так и художественного оформления и предметного наполнения экспозиции. Например, ученицы 7 класса, посетившие музей в 1953 г. отмечают: «Все нам, конечно, понравилось. Оформление хорошее, но малочисленны экспонаты» [3, л. 33].

Проблема соотношения вспомогательного материала и подлинных памятников в экспозиции решалась в карельском музее в 1950-е гг. зачастую в пользу пояснительных текстов, фотографий и других изобразительных средств. С одной стороны это было связано с отсутствием обобщающих трудов по истории Карелии, и необходимостью привлекать больше общероссийского материала для репрезентации отдельных исторических периодов. С другой стороны, для реализации воспитательной и образовательной функций музей в своих экспозициях должен был представить и подробно разъяснить марксистское представление об историческом процессе на территории Карелии. Посетившие экскурсию по теме «Февральская буржуазная и Октябрьская социалистическая революции» учащиеся школы отметили, что они «укрепили знания, полученные нами в школе на политзанятиях по этой теме» [3, л. 26 об.], подобные отзывы встречаются довольно часто и в источниках за другие годы. То есть музей успешно реализовывал образовательную функцию, иногда в ущерб художественной и предметной составляющим экспозиций. Более того, сами посетители видели в музее средство пропаганды советского образа жизни: «Просьба к руководству и коллективу работников музея: не ограничивайтесь работой непосредственно в музее, проявите себя как пропагандисты и организаторы связи культурно-просветительских учреждений с музеем» [3, л. 27 об.].

Наиболее важной в идейном плане темой экспозиционного показа была история советской Карелии. Создатели экспозиции особое внимание уделяли показу достижений в экономическом и социальном развитии республики: большой раздел был посвящен лесной промышленности Карелии, также в 1950-е гг. постоянным элементом системы экспозиций КГКМ была сельскохозяйственная выставка. Экспозиция по истории советской Карелии должна была звучать гимном советскому народу, частью которого являлись карелы.

Посетившие музей в феврале 1955 г. моряки Балтийского флота отзываются о своем визите следующими словами: «Экспонаты, выставленные в музее, показывают глубоко справедливое развитие… с древнейших времен, до настоящего [времени], а также глубоко показано будущее, будущее коммунизма» [4, л. 5–5об.].

В деле патриотического воспитания большую роль играли разделы «Карелия в годы Гражданской войны и иностранной интервенции» и «Карелия в годы Великой Отечественной войны», которые исторических примерах героев-уроженцев Карелии, создавали позитивный образ карельского народа, показывали его вклад в борьбе за общее дело – победу над врагом. Посетители отмечали: «Чувство гордости вызвало это посещение музея за свой родной край, за его богатства, за свой народ, равноправный народ, живущий в братской семье народов СССР. Познакомились с героями Советского Союза и с героями социалистического труда» [3, л. 40 об.], «Понравился отдел, отражающий борьбу карельского народа против своих поработителей и увековечение памяти героев легендарных сражений» [4, л. 40 об.].

Основной целью музейного показа, по мнению советских музееведов, было «воспитание советского патриотизма, любви к своей родине» [5]. Отзывы посетителей музея, исполненные благодарности к сотрудникам, восхищением и любовью к истории и культуре своей страны, убедительно доказывают, что цель в конечном итоге была достигнута.

ЛИТЕРАТУРА
1. Бергман М. Научная концепция экспозиции / М. Бергман, А. Волькович // Мир музея. 2007. № 5. С. 8
2. Heine H.S. The museums in transition: A philosophical perspective. Washington, Smithsonian Institution, 2000. P. 30.
3. Книга отзывов посетителей краеведческого музея за 1952–1954 гг. // КУ НАРК. Ф. Р-1046. Оп. Д. 1/4г.
4. Книга отзывов посетителей краеведческого музея за 1955–1958 гг. // КУ НАРК. Ф. Р-1046. Оп. 1. Д. 1/6.
5. Королева А.С. Роль краеведческих музеев в пропаганде морального кодекса строителя коммунизма // Роль музеев в коммунистическом воспитании трудящихся. М., 1966. С. 50.