Карл Гаскойн на Олонецких горных заводах (1786-1806)
В рамках проекта "Британцы в Карелии" К 200-летию со дня смерти выдающегося британского инженера и металлурга. Чарльз Гаскойн родился в 1739 г. в Шотландии. Получив инженерное образование, в 1760 г. совместно с промышленниками Бирмингема основал на реке Каррон в местечке Феркерк близ Эдинбурга металлургический завод, получивший название ' Карронская компания'. Женившись на дочери одного из главных акционеров компании Самуила Гарбетта, Гаскойн в 1769 г. стал директором завода, к этому времени одного из крупнейших литейных предприятий Европы. К концу 1770-х гг. качество русских пушек никак не могло удовлетворять правительство: из 100 новых орудий около 90 не выдерживали испытаний. Пушки, отливаемые на Александровском заводе в Петрозаводске, также зачастую разрывались на кораблях. Особенно большой процент брака наблюдался на заводе с 1782 по 1786 гг., когда из 1142 орудий было сдано лишь 417, т.е. 36 %. Необходимость создания военного флота на Черном море для защиты южных границ, обеспечение его надежной морской артиллерией заставили уже в 1780 г. Г.А. Потемкина - Таврического искать контактов с Гаскойном для приглашения его на русскую службу. Но соглашение состоялось лишь через несколько лет. Немалая роль в успехе дела принадлежала служившему на русском флоте с 1777 г. адмиралу Самуилу Грейгу и послу России в Англии графу С.Р.Воронцову. Организовать выезд Гаскойна было непросто, т. к парламент Англии принял жесткие меры (вплоть до смертной казни) против выезда специалистов за границу и вывоза машин. Почему преуспевающий директор согласился покинуть родину, не очень ясно; английские историки говорят о финансовых проблемах, о его долгах компании. Окончательное решение было принято при поддержке премьер-министра У. Питта Младшего, который согласился считать решение Гаскойна об отъезде частным делом: В мае 1786 г. на собственном корабле, с оборудованием и машинами и четырнадцатью специалистами карронской компании Гаскойн отправился в Россию. Первоначально как место строительства нового пушечного завода 'на карронский манер' рассматривались окрестности Петербурга (Сестрорецк). Проверив еще в Англии доставленные ему образцы карельских руд, Гаскойн на Олонецкие заводы ехать не предполагал, но императрица сумела убедить его, и в августе 1786 г. шотландские мастера прибыли в Петрозаводск. Указом от 2 сентября 1786 г. Екатерина II назначила Гаскойна директором Олонецких (Александровского и Кончезерского) заводов, которые он должен был перестроить 'с лучшей выгодою для литья пушек и снарядов'. Контракт, заключенный с К. Гаскойном, был очень выгодным: директор получал оклад в 2500 фунтов стерлингов в год по курсу рубля в Англии и половину заводской прибыли (через 4 года контракт был продлен, а в 1793 был заключен бессрочный договор). Первоначально представителем от правительства был определен адмирал С. Грейг, помогал Гаскойну и генерал-губернатор Т.И. Тутолмин. В октябре 1786 г. была пущена первая доменная печь на Александровском заводе и отлита первая пушка. Не менее года Гаскойн работал как металлург, изучая карельские руды, проводя многочисленные опыты для совершенствования пушечного чугуна; одновременно под руководством иностранных инженеров шла перестройка обоих заводов на новых передовых технологиях. Впервые в России здесь были применены чугунные воздуходувные машины, дававшие значительно большую упругость дутья, чем деревянные клинчатые мехи. Было установлено шесть так называемых самодувных печей, в которых привезенный из Англии каменный уголь раздувался непосредственно атмосферным воздухом. Отливка орудий - для большей точности - производилась по технологии Жака Морица: отливались сплошные стволы и затем высверливались каналы. Сверлильные станки ( они были засекречены изобретателями) были вновь созданы на Карронском заводе и по отъезде Гаскойна частично перевезены в Петрозаводск. В цехах установили краны. В 1788 г. между двумя цехами (доменным и механическим) провели железную дорогу - 'для таски пушек'. Это была первая в России грузовая железная дорога (протяженность ее 173 метра). Из Англии при Гаскойне поставлялся каменный уголь, огнеупорная глина, кирпич и другие материалы. В результате преобразований брак орудий при Гаскойне составлял около 4%. Кроме корабельных и сухопутных орудий, заводы выпускали боеприпасы: ядра, картечь; брандкугели (зажигательные снаряды), книпели - снаряды для разрушения мачт и парусных снастей. При Гаскойне, который стал инициатором установления единообразия в системе мер и весов, Олонецкие заводы получили исключительное право на изготовление гирь и питейных мер. В 1797 г. он предложил использовать в качестве основы для расчета мер английский дюйм. Особая роль принадлежит Александровскому заводу в сфере отечественного машиностроения. Именно здесь в 1791 г. была изготовлена первая в России паровая машина - для откачки воды на Воицком руднике. В дальнейшем завод поставлял 'огненные' машины в столицу и по частным заявкам. Заводы стали выполнять заказы и на другие механизмы и станки (машины для нарезки винтов, плющильные прокатные валы, аппараты для винокурения и т.д.) Именно с олонецкими предприятиями связано массовое производство чугунного литья (в том числе и художественного, преимущественно для столицы и ее пригородов). Чугуна в готовых изделиях стало отливаться в 13 раз больше, чем до перестройки заводов. В 1788 г. перестроенный Кончезерский завод стал поставлять чугун для Александровского, а установленная на нем вагранка использовалась для отливки чугунных изделий. По условиям контракта К.Гаскойн обязан был готовить профессионалов из русских мастеровых, для чего вместе с Т.И. Тутолминым была разработана программа, по которой подавляющее большинство детей мастеровых должны были пройти обучение в Главном народном училище и постепенно приобщаться к практике на заводе. При Гаскойне на Олонецких заводах рабочий день составлял 12-13 часов, были сокращены праздничные и воскресные дни. Гаскойн разделил Александровский завод на цехи, поставив во главе важнейших цехов шотландских мастеров. Для поощрения директор ввел кроме окладной заработной платы, так называемую 'задельную', т. е. сдельную. Сам Гаскойн был необычайно деятелен и трудолюбив, первым приходил на завод и последним, как вспоминали современники, уходил. В Петрозаводске для проживания британцев была отведена целая улица - Нагорная, получившая к концу ХУIII в. название 'Английская'. Дома для них, как и для Гаскойна, были перестроены, и долгие годы здесь жили Смиты, Кларки, Армстронги. Это имена тех специалистов, кто надолго остался в России, образовав целые династии инженеров и предпринимателей. КГКМ благодарит Международный благотворительный фонд им.Д.С.Лихачева за финансовую поддержку подготовки выставки и Национальный архив РК за предоставленную возможность копирования документов K.XVIII В. Выставка адресована историкам, музейным работникам, краеведам и всем, кто заинтересован в восстановлении забытых страниц истории нашего края.
|