Начало ХХ столетия явилась важнейшим этапом в истории польской графики создаваемой в течение пяти столетий. Создателями художественной графики.стали выдающиеся художники представленные на петрозаводской выставке: уроженцы Кракова - Витольд Войткевич, Юзеф Мехоффер и Войцех Вейс, а также художник из Варшавы - Франтишек Седлецки. Рисунки, графические работы и живописные полотна польских мастеров оказались глубоко насыщены созвучными для эпохи модернизма символическими и новаторскими настроениями.

Наиболее мощное влияние на польское искусство этого времени оказали два известных мастера, творивших в жанре живописи, графики и рисунка. Это Юзеф Панкевич, автор городских пейзажей Рима и Парижа, выполненных в оригинальной технике аквафорте и сухой иглы, представленный на выставке работой «Парк в Версале». И Леон Вычулковский, отказавшийся от масляных красок, ради черно-белой литографии. Взыскательный посетитель может оценить его «Автопортрет». Наряду с этими авторами следует упомянуть Константина Бранделя, польского мастера, жившего в Париже и создавшего фантастические композиции исторической архитектуры Парижа, в том числе «Квадригу, большую» представленную в экспозиции. Любопытно, что интерес к графике в начале ХХ века совпал с изобретением химика из Кракова Т. Эстрейхера, метода обработки бумаги флюором. На выставке можно познакомиться с работой Феликса Яблчиньского 1911 г. «Дом весталок на фоне арки Тита (Святыня Весты)», выполненной в технике цераторита, особого вида линогравюры.

Незадолго до Первой мировой войны учившийся в Париже Тадеуш Маковский, создал новое направление в искусстве, называемое «Парижская школа». На выставке мы видим его картину «Маскарад», отличающуюся творческим поиском. В 1918 году, после обретения Польшей независимости, художественное творчество у мастеров получает новую динамику. В межвоенное двадцатилетие (1918-1939) польские живописцы и графики активно работают в широком диапазоне, совмещая формализм и классическое искусство. К «формистам» можно отнести живописца и математика, автора теории «зоны» Леона Хвистека, представленного картиной «Саламандры». Посетители выставки имеют уникальную возможность, окунуться в таинственное творчество художников из Познани Ежи Гулевича, его работа «Вдохновение» и Станислова Кубицки с линогравюрой «Вавилонская башня 11», которые в 1917 году создали группу «Бунт».

Однако наиболее значимое направление в польском искусстве, оказалось сформировано художниками из Академии изящных искусств в Варшаве, которые создали товарищество графиков «Рыт». Среди них выделяются Станислав Остоя-Хростовский, Тадеуш Цеслевский, Виктория Горыньска, Богна Красодемска-Гардовска и Тадеуш Кулисевич. Эти художники, обращаясь к народной тематике, посвятили себя графике, выбрав гравюру на дереве, в качестве основного средства художественной выразительности.

Выставка «Польская графика и рисунок первой половины ХХ века» демонстрирует 27 факсимильных репродукций ведущих польских художников. Экспозиция адресована жителям и гостям города Петрозаводска, учащейся и студенческой молодежи. Материал, демонстрируемый в Карельском государственном краеведческом музее, предоставлен Национальным музеем в Варшаве, при посредничестве Министерства культуры и по связям с общественностью Республики Карелия.

Куратор выставки: Данков М.Ю. нс КГКМ

Время работы выставки: с 1 октября по 3 ноября 2008 года.

Контактная информация: Карельский государственный краеведческий музей

Петрозаводск, пл. Ленина, 1.

Web: http://kgkm.karelia.ru . Заявки на экскурсии по телефону: 76-94-79

Часы работы: с 10.00 до 17.00, выходной – понедельник.