Национальный музей Республики Карелия как современный туристический объек

Михаил ГольденбергСовременный музей в современном меняющемся мире расширяет свои миссии. Фондовая и выставочная политика музея, должна сочетаться с туристической политикой. И это не только преследование цели финансового благополучия музея. Востребованность и значимость музея, безусловно, зависит от того, является ли он визитной карточкой края. Турист должен понять особенности края, в который он приехал, его природно-климатические, геополитические, этнические, культурологические, религиозные уникальности. Без музея пребывание человека в неизвестной ему территории несет в себе элемент смыслоутраты. Национальный музей Республики Карелия в 2010 году открыл свою постоянную экспозицию, которая к концу 2014 года насчитывает 22 зала, включающую природный раздел, археологию и петроглифы, средневековую Карелию, петровский зал, чиновный мир Олонецкой губернии, зал фольклора, комплекс «Натуральное хозяйство» и другие интересные темы. Конечно, современный турист приходит в музей не только слушать. В музее есть 6 интерактивных классов для деятельностных занятий.

В современном музее турист должен получить весь пакет услуг. В Национальном музее Карелии такие условия сегодня есть: в музейном кафе туристов можно накормить, не увозя в какой-нибудь удаленный объект общепита, в музее имеется сувенирный магазин, в зале Благородного собрания можно организовать концерт. Особо следует отметить наличие в музее базы для полноценного обслуживания туристов с ограниченными возможностями. Музей располагает пандусом, инвалидными креслами, аудиогидами, в каждом зале есть уголки для тактильного знакомства с вещами для слабовидящих и незрячих посетителей. В музее имеется современный лифт для маломобильных посетителей. Создана удобная внутримузейная навигация для ориентирования туриста в незнакомых ему помещениях: таблички, указатели, кюар-коды. Можно смело утверждать , что все условия для полноценного обслуживания туристов в Национальном музее Карелии созданы. Однако, это только внешние признаки современного музея как туристического объекта.

Музей много работает и над содержательной частью обслуживания туристов. Экскурсия с туристической группой – это одна из самых сложных сфер экскурсоведения. Турист – посетитель издалека и он ждет качественного содержания обслуживания. С другой стороны, работник музея должен за очень небольшое время понять особенности туристической группы, которая порой состоит из людей разных возрастов и интеллектуальных потребностей. Музей непрерывно работает над повышением качества обслуживания туристов. На семинаре по экскурсоведению сотрудникам музея были прочитаны лекции и проведены тренинги по работе с современными туристами.

Особо подверглась ревизии содержательная часть обслуживания туристов. Расширен спектр экскурсий о нашем крае. Разработаны новые формы общения с туристами, которые могут посетить и занятия в ряде фондов музея. Много проводится интерактивных занятий: «В гостях у древнего племени», « В карельской крестьянской избе», «Городской салон», «Археологическая песочница, «Натуральное хозяйство», «Средневековая Карелия» и другие.

Популярностью у туристов пользуются массовые мероприятия в музее: новогодние праздники, День воды, День земли, Европейская ночь музеев, концерты Карельской филармонии, вечера национальных и культурных обществ. Музей планирует расширить пакет таких услуг для туристической сферы.

Конечно, в музее есть резервы для модернизации туристического обслуживания, повышения ее эффективности. Доля туристов в объеме посетителей, которая с филиалами музея превышает 70 тысяч, остается на уровне 7-8 процентов.

Музей имеет постоянно действующие договора с 18 туристических фирм, а их число, как известно, превышает сотню. Национальный музей несколько раз в год устраивае встречи с представителями турфирм непосредственно в музее и показывает организаторам туристической индустрии возможности музея как туробъекта. Однако посещабт их далеко не все, кто связан с обслуживанием туристов. Нужна ментальная перестройка у самих руководителей турфирм в понимании важности музея в современной туристической сфере. Координатором такой работы мог бы стать Комитет Республики Карелия по туризму.

Слабо используются в возможности муниципальных музеев как потенциальных туристических объектов. Национальный музей как методический центр музейной сети Карелии неоднократно предлагал турфирмам активнее включать эти музеи в туристическую сферу Карелии. В этих музеях есть интересные выставки и богатые фонды. Многое зависит, конечно, и от их учредителей – муниципальных властей. Эти музеи могли бы стать важными объектами развития района. Примеры такие есть.

Необходимо шире использовать возможности интернета и особенно наружной рекламы в Петрозаводске, районах и на транспортных артериях. Музеи нуждаются в хорошей полиграфической продукции. В Национальном музее появился буклет о музее, но этого недостаточно.

Карелия – удивительный край для развития туризма. Нужно расширять его туристические возможности. Карелия – это не только Кижи и Валаам. Музеи должны стать полноценной частью туристической сферы Карелии.

пресс-служба НМРК

(814-2)78-44-21